Самой ужасной НРИ по моему мнению является игра, которая плохо проведена мастером. Ни система, ни сеттинг, ни любые дополнительные материалы не могут сделать игру ужасной сами по себе, на это способно только ужасное использование этих инструментов. Но есть игры, в сути которых заложены инструменты, удаляющие игровую группу от качественных игр.

Напомню тебе, дорогой читатель, что качественной игрой я называю такую игру, за которой интересно смотреть со стороны человеку, о НРИ не знающему ровным счетом ничего. Если эта игра еще и вспоминается спустя полтора года, если на ней был раскрыт творческий замысел мастера, а любой игрок испытал на игре реальные ощущения (вместо того, чтобы поговорить о них) — значит мастер со своей задачей справился.

На мой взгляд любые heavy-rules системы; любые системы, предполагающие активное использование таблиц, кубиков, карт, миниатюрок и прочей лабуды; любые системы, заставляющие (именно заставляющие, а не дающие такое право в случае желания) игрока участвовать в мета-игровой активности (направлять глобальный сюжет, к примеру); любые системы с узким фокусом (только вампиры, только дети, только средневековье) — все они дают игровой группе суррогат ролевого процесса.

Все они могут быть хорошими в своей мере, приносить радость и доставлять удовольствие, и нет ничего плохого в том, чтобы в них играть, но они отучают мастера и игроков строить общее воображаемое пространство и работать с ним. А без него из настольной РОЛЕВОЙ игры исчезает РОЛЬ. И в таком контексте куда лучше поиграть в вархаммер — там армия большая и миниатюрки красивые. Или в шахматы — это для головы полезно.