На тему значимости нарратива в видео-играх сломано немало копий. О том, как рассказывать и придумывать интересные игроку истории, написано много статей. Но есть отрасль, которая давно и прочно занимается этим вопросом. Отрасль, в которой narrative обязательно emergent. Отрасль, к моему удивлению, незнакомая многим гейм-дизайнерам. Я говорю о настольных ролевых играх.  Конкретно в этом посте я хочу познакомить вас с генератором сюжетов из «A Dirty World» от Greg Stolze


Захватывающая детективная завязка, хитроумно спрятанные улики и  ошеломительные повороты сюжета часто бывают плодом собственной фантазии ведущего. Это здорово, так и должно быть. Однако иногда ведущему нужно (или хочется) немного сторонней помощи. В этом тоже нет ничего плохого. В качестве такой помощи мы предлагаем следующий случайный генератор завязок.

Работает это так. Сделайте бросок 11d10 (или меньше, если хотите что-то менее сложное). Найдите все наборы и отметьте кубики, на которых выпали уникальные значения. Наборы указывают на основные криминальные или юридические составляющие проблемы – то, из-за чего в сюжет оказывается втянут частный детектив, адвокат, полицейский или случайный свидетель. Отдельные кубики означают всевозможные подробности,  осложнения и откровения.

Одним броском ведущий создаёт целый набор элементов, но он пока похож на спутанный моток шерсти. События ещё нужно разобрать, истолковать и упорядочить, чтобы связать из них тёплый свитер предательства, алчности и страха.

Если у вас выпал широкий набор, не обращайте внимания на предшествующие элементы последовательности: скажем, набор 4×2 (шантаж) не означает, что результаты 3×2 и 2×2 (выслеживание и приставания) тоже должны сыграть свою роль. Разумеется, они могут, если вам так захочется, но это совершенно необязательно. (Очевидным исключением является результат 5×5 в графе «Развод»).

Можно рассматривать ширину набора как приблизительное указание на серьёзность проблемы. Но события в таблице не просто становятся всё серьёзнее с ростом ширины.  Каждый кубик, попавший в набор, – это кубик, который не добавляет каких-либо случайных усложнений, так что уделите время и энергию, которые вы потратили бы на эти самые усложения, центральному конфликту.

Так же не стесняйтесь сразу выставлять несколько кубиков на тот результат, который хотите получить, а потом из броска оставшихся черпать вдохновение для добавления подробностей. Если вы заранее знаете, что хотите увидеть в игре расчленёнку в духе Чёрного Георгина, просто выставите пять кубиков на 10 и бросьте остальные шесть. Они подскажут вам, какие ещё сюжетные клоуны бродят вокруг вашего нуарного цирка.

Центральные конфликты

x1 КРАЖА

2×1 Мелкая, незначительная кража;

3×1 Предмет, очень дорогой чьему-то сердцу;

4×1 Тщательно спланированное похищение чего-то очень ценного;

5×1 Ограбление банка.

x2 ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

2×2 Навязчивое ухаживание, тот вид поведения, который кажется забавным в романтической комедии, но выглядит несколько пугающим в прочих обстоятельствах;

3×2 Выслеживание. Сталкинг, анонимное преследование и подглядывание;

4×2 Шантаж;

5×2 Изощрённые (и искренние) угрозы убийством. Возможно, с подбрасыванием реквизита.

x3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

2×3 Мелкий вандализм;

3×3 Уничтожение чего-то ценного;

4×3 Масштабная порча, уродование или загрязнение чего-нибудь вроде яхты, дома или участка земли. Или, если хотите, бунт;

5×3 Множественные поджоги.

x4 ХАЛАТНОСТЬ

2×4 Кто-то по неосторожности обрёк себя на унижение или потерю репутации;

3×4 Халатность привела к не слишком серьёзным, но широко заметным последствиям: неопасной болезни, неприятному запаху из канализации, поломке машин, и т.п.. Никакого риска для жизни;

4×4 Непоправимый ущерб, тяжёлая травма;

5×4 Кто-то погиб из-за чужой ошибки и безответственности;

x5 РАЗВОД

2×5 Неопределённость с разделом имущества;

3×5 Вопросы опекунства и родительских прав;

4×5 Одна из сторон (или обе) предъявляет серьёзные обвинения: пьянство, домашнее насилие и т. п.;

5×5 Под угрозой богатство, слава; а также все прочие результаты x5.

x6 ДЕЛОВЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

2×6 Обвинения в подделке документов;

3×6 Подозрительное завещание;

4×6 Расплыватая формулировка в важном документе;

5×6  Международная сделка на много миллионов долларов висит на волоске.

x7 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ

2×7 Полицейский произвол;

3×7 «Откаты»;

4×7 Взятки;

5×7 Обвинение в коррупционном назначении.

x8 МОШЕННИЧЕСТВО

2×8 Мелкое жульничество – разовый обман, призванный заставить жертву расстаться с тем, что сейчас при ней;

3×8 Самозванство;

4×8 Присвоение имущества;

5×8 Длительная, спланированная афёра, призванная обчистить до нитки несколько человек.

x9 НАПАДЕНИЕ

2×9 Кто-то ввязался в драку;

3×9 Нападение с оружием – кто-то выхватил пистолет или нож;

4×9 Нападение с целью убийства – раздался выстрел или было нанесено серьёзное ранение;

5×9 Нанесение увечий.

x10 УБИЙСТВО

2×10 Непредумышленное убийство;

3×10 Убийство в состоянии аффекта;

4×10 Хладнокровное, подготовленное убийство;

5×10 Извращённые, маниакальные действия. Не просто убийство, но также расчленение, надругательство над трупом, каннибализм, некрофилия и тому подобное.

Подробности и осложнения

1 Свидетельства превышения полномочий, например со стороны полицейского, работника морга или лесничего;

2 Попытка «подставить» кого-то или сфабриковать улики;

3 Сумасшествие;

4 Пагубное пристрастие;

5 Ключевой свидетель, не желающий разговаривать;

6 Изобличительные (на первый взгляд) вещественные доказательства;

7 Необыкновенно юный, наивный или неопытный подозреваемый;

8 Страстное и убедительное свидетельство в суде;

9 Супружеская измена;

10 Каким-либо образом затронута личная тайна персонажа игрока.

Например

Дело юного клептомана

У меня выпало 1,1,2,3,4,5,7,2×8,9,10. Значит, в качестве преступлений будут фигурировать мелкая кража и мелкое жульничество. Любой уважающий себя  герой нуара выпустит облако табачного дыма, презрительно фыркнет и забудет об этом, верно? Что ж, всегда есть кстати подвернувшийся джокер в виде 10-ки. Ничто так не распаляет интерес, как угроза твоему личному секрету. Но давайте сначала посмотрим на длинный ряд побочных элементов.

3 и 7 дают нам наивного, возможно сумасшедшего подозреваемого. Давайте понимать «сумасшествие» широко, включая в него умственную отсталость. (В эпоху нуара, по-видимому, все так и делали). Итак, у нас есть малолетний клептоман, не способный осознавать свои поступки. Почему он до сих пор не в приюте или не за решёткой? Пусть у него будут богатые родители. Достаточно богатые, например, чтобы нанять частного сыщика.

5 и 9, не желающий разговаривать свидетель и супружеская неверность? Что ж, изменники склонны избегать публичности. Значит, единственный свидетель, способный оправдать ребёнка – чья-то любовница. Любовница жертвы ограбления? О, да!

2 и 4, подделка улик и пагубное пристрастие, очень хорошо сочетаются с выпавшими 2×8. Зависимость ведь легко толкает к обману и отчаянию. О’кей. У меня всё сложилось.

Бен Стикс работает на богатую семью Диаманте – может быть, он повар, секретарь, гувернёр, дворецкий… подойдёт любая должность, при которой он должен будет присутствовать в доме почти каждый день. Недавно он проигрался на скачках (4) и ему срочно нужны деньги. Но он не готов ограбить семейство Диаманте… по крайней мере, пока Иэн рядом.

Иэн Диаманте – семейное разочарование (7). По уровню умственного развития он примерно соответствует пятилетнему ребёнку, причём не слишком сообразительному. Он любит всё блестящее (3) и совсем не понимает абстракций типа «права собственности» или «личное пространство». Ему уже случалось раньше забредать в соседские дома и разживаться там едой, кусочками фольги, детскими игрушками и прочим в том же роде (2×1). Некоторые соседи готовы это терпеть (он и вправду очень милый парень), некоторые предоставляют разбираться с этим слугам, но бывает и так, примерно раз в год, что Диаманте приходится приносить извинения, давая потерпевшим возможность великодушно простить их отпрыска. Делу помогает то, что извинения обычно приносятся наличными.

Бен наблюдал, выжидая новой «оплошности» Иэна, и когда такая случилась в доме Клейтонов, пробрался туда по горячим следам и украл некоторые ценные бумаги. Не будучи дураком, он спрятал одну из них в комнате Иэна, чтобы подставить мальчика (2, 2×8). В бочке мёда оказалась лишь одна ложка дёгтя: покидая дом через чёрный ход, Бен попался на глаза кому-то, ктов это время тоже покидал дом через чёрный ход. Эннабель Мёрфи –  сторонний проект мистера Клейтона (9), и она хорошо понимает, что оказаться в поле зрения миссис Клейтон не сулит ей ничего хорошего (5). Смогут ли персонажи игроков восстановить доброе имя Иэна и разоблачить коварный план Бена?

Дело атеиста Грейса

Выбросив 1,2,3,3,4,5,6,8,10,10,10 я получаю мелкий вандализм и убийство! Вот это сочетание! Если бы вы убили человека, стали бы вы задерживаться, чтобы что-нибудь рядом разукрасить? Или же, будучи замечены за битьём стёкол, решились ли бы вы убрать свидетеля? Гм.

И снова, похоже, главную подсказку дают побочные элементы. Результат 6, неоспоримые на первый взгляд улики, отлично сочетается с 2 (сфабрикованные свидетельства), и оба неплохо ложаться на 1 (превышение полномочий). Значит, тут не просто подделка улик, тут подделка улик в соответствии с высочайшими профессиональными стандартами. 4, 5 и 8 дают нам пристрастие, несговорчивого свидетеля и весомые показания. Может быть, это показания этого самого свидетеля? Или же дело в том, что только несговорчивый свидетель мог бы опровергнуть весомые показания?

Давайте соберём это безумие вместе.

Мейнард Грейс – воинствующий коммунист-безбожник, который то и дело встаёт посреди главной площади и начинает кричать о том, что собор дескать был построен на поте и крови обманутого пролетариата. Некоторым полицейским (которые, так уж случилось, католики) такое поведение совсем не нравится, и периодически они арестовывают крикуна, не слишком с ним церемонясь. Вскоре после того, как Мейнард получил предупреждение, кто-то посреди ночи разбил камнями несколько витражных окон собора  (2×3). Набожные полицейские были уверены в том, что это дело рук Мейнарда, но не могли ничего доказать. Тогда они решили, что в наилучших интересах общества будет подставить его (2), обвинив в хранении героина (4). Они схватили Грейса, утвеждая, что тот был замечен в проулке за монастырём, где вёл себя подозрительно, подкинули ему в карманы немного мексиканского порошка и препроводили за решётку (6).

Однако вот в чём штука: пока они были заняты тем, что защищали общественность от Мейнарда Грейса, кто-то изнасиловал и задушил монахиню (3×10), причём неясно в какой последовательности. Возможно, одновременно, коронер не уверен. И каким путём это чудовище могло скрыться с места преступления? Только через проулок, в котором четверо полицейских в это же время якобы вязали Мейнарда.

Как вы догадываетесь, церковные служки со значками угодили в сложное положение. Они могут либо держаться за свою историю и тем самым дать настоящему убийце выйти сухим из воды, либо признаться в преступном сговоре с целью оговорить невинного человека (1).

Свидетель, который мог бы изобличить или оправдать (8) Грейса, – 70-летняя монахиня, которая дала обет молчания (5), ещё в юности, когда приняла постриг. Она утверждает, что ничего не помнит о той ночи, совсем ничего, и кстати, мы уже упоминали, что здоровье у неё не ахти?

Чтобы избежать электрического стула, атеисту Грейсу понадобится чудо. Или, по крайней мере, друг. Всё, что у него есть, это персонажи игроков.

Дело Страшного Суда

Если в предыдущих двух примерах фигурировало много побочных элементов, то на этот раз у нас набор на наборе. При результатах броска 1,2,3,3,4,4,5,6,6,10,10 мы снова имеем дело с мелким вандализмом (2×3), также выпали крушение репутации из-за халатности (2×4), обвинения в подделке документов (2×6) и непредумышленное убийство (2×10). Осложнения? Снова превышение официальных полномочий (1) и сумасшествие (2), ну и на несговорчивого свидителя (5) всегда можно положиться.

Начнём с безумия и мелкого вандализма, они неплохо смотрятся вместе. Знакомьтесь: Джон Маркхэм, религиозный фанатик, со всеми положенными атрибутами: остекленевшие глаза, длинная борода, ужасный запах и неистребимая страсть  малевать слова «БЛИЗОК СУД БОЖИЙ» на любой доступной поверхности. Это бездомный, слегка не в своём уме и пугающей наружности, но добывать откуда-то краску у него получается хорошо.

У безумного Джона Маркхэма есть несколько друзей. Елена Шишковски заметила, как он добр к птицам и бродячим собакам, и подкармливает его так же, как он подкармливает их. Уличный проповедник по имени Джоржан Уоттс пытается вытащить Маркхэма с городского «дна», но дело это небыстрое. Ещё несколько бродяг приглядывают за ним – как будто для них он талисман, приносящий удачу, или что-то вроде питомца.

За тридевять земель от этих грязных улиц живут два чистеньких бюрократа, обходительный Майлз Доув и вспыльчивый Шелби Кроу. Они никогда не любили друг друга, что подтвердит вам любой в городском земельном департаменте. Об их мелких интригах друг против друга рассказывают легенды, но когда один из них изменил зонирование холма, разрешив на нём промышленное строительство, без надлежащих геологических изысканий… похоже на мелочь, незначительный просчёт, кто бы обратил внимание? Вот только рабочие, рывшие котлован, подкопали обрыв под историческим кладбищем. В результате строительную площадку не просто накрыл катастрофический оползень – верхом на оползне ещё и приехало несколько весьма уважаемых покойников.

Доув винил во всём Кроу. Кроу винил Доува. Документы указывали на последнего, вполне недвусмысленно, и он был с позором уволен. Однако Доув всегда настаивал на том, что документы были подделаны, так что когда Кроу обнаружили мёртвым, он оказался главным подозреваемым.

Кто на самом деле убил Кроу? Безумный Джон Маркхэм, но он был спровоцирован. Кроу застал Маркхэма, когда тот расписывал здание, у которого ещё даже не достроили четвёртую стену. Кроу начал кричать. Когда Маркхэм не обратил никакого внимания, Кроу швырнул ему в спину увесистый обломок бетона. Маркхэм ответил в том же духе, Кроу набросился на него, и тот побежал вглубь стройплощадки. Демонстрируя тот же недостаток сообразительности, который привёл к оползню (да, на самом деле это была его вина), Кроу загнал Маркхэма в угол возле бульдозеров, однако тут же подскользнулся в грязи и упал. Маркхэм же воспользовался преимуществом и вышиб Кроу мозги обломком трубы.

Тем временем Елена, подруга Джона,  оказалась свидетелем того, как всё начиналось. Она видела надпись, перебранку и швыряние камнями, всё вплоть до погони. Тихонько спустившись, она смыла краску со стены, поскольку не хотела, чтобы Джон опять попал в какую-нибудь историю. Как она рассудила, этот злой человек (кто бы это ни был), должен рано или поздно устать гоняться за Джоном и отправиться восвояси. Ей не пришло в голову, что дело сможет зайти так далеко.

У Доува нет алиби – он утверждает, что находился дома, один, менял в подвале протекавший клапан. Елена не хочет верить, что Джон мог убить того человека, к тому же она страшно боится того, что её ждёт, если вдруг выяснится, что она покрывала убийство. Если персонажи игроков не смогут докопаться до истины, Майлз Доув обречён.

Перевод — Дмитрий Герасимов