Перевод семнадцатой статьи из посвященного созданию миров (или сеттингов) цикла от Майкла Венмана, автора блога Observations of the Fox. Все переводы этого цикла можно посмотреть здесь

Что касается предыдущего поста. Может показаться, что между сеттингом и игровой системой есть некий разрыв, который может нанести большой ущерб повествованию. Это упражнение в создании мира строится на моей последней серии по разработке «Системы ролевой игры живого действия для полевого отыгрыша с оружием». Обычно полевой отыгрыш с оружием подразумевает, что игроки колотят друг друга пенопластовыми мечами и тому подобным, а я только что писал об огнестрельном оружии (которое явно из другой оперы). На самом деле, сеттинг не так далёк от заявленной системы, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это пиратский стимпанк, а значит, будут и сабли, и шпаги, и всякое фехтование, но будут и мушкеты, и кремнёвые ружья и однозарядные винтовки. Замысел моей игры был вдохновлён идеей ролевой игры живого действия с использованием Nerf’овского оружия. Здесь, мне кажется, можно ещё немного уточнить уровень технического развития.

Я заявил, что это поздненаполеоновский период, но, может быть, это не самые подходящие временные рамки для того, что я себе представил. Когда я думаю о своем сеттинге, в моём воображении рождаются образы, навеянные множеством разных фильмов (и сериалов, и рисованных историй)…

«Три мушкетёра» (в самых разных воплощениях)

«Демоны да Винчи»

«Братство Волка»

«Планкетт и Маклейн»

«Соломон Кейн»

«Пираты Карибского моря»

Я специально избегаю мыслей о золотом веке стимпанка вроде «Лиги выдающихся джентльменов» или «Ван Хельсинга»… Это всё слишком современное. Здоровая порция Warhammer Fantasy быстро ставит всё на место, и возвращает нас к более грубому, мрачному фэнтези (но всё же со странными причудливыми механизмами и огнестрельным оружием, которое часто ведёт себя непредсказуемо).

Я знаю, источники моего вдохновения имеют большой исторический разброс. Но всё же, где-то между ними как раз есть сеттинг, который я себе вообразил. Я также отдаю себе отчёт в том, что ни один из этих источников не обладает хоть сколько-нибудь испанским колоритом (за исключением, разве что, четвёртых «Пиратов Карибского моря», которые оказали большое влияние на формирование групп церковников и культистов). Но можно считать «старый свет» нашего фэнтезийного сеттинга лоскутным одеялом государств, подобно тому, какой была Европа, прежде чем Наполеон вынудил всех привести в порядок свои армии.

С учётом этого, возможно, нам стоит отнести уровень технического развития ближе к концу восемнадцатого века, а не к началу девятнадцатого, где-то как раз перед войной США за независимость. Это отодвигает нас от стимпанка и стрельбы и приближает к миру открытий и приключений… также сближая с золотым веком пиратства.

Теперь, когда у нас есть ясные представления об уровне технического развития, мы можем приступить к работе над эстетикой мира. Как же он выглядит?

Джозеф Браунинг оставил такой комментарий:

«Мне кажется, есть кое-что, чего мы, современные геймеры совсем не в состоянии осознать, а именно: количества средств, которое тратится на праздную показуху или украшения во множестве культур наших воображаемых миров. Мы (как правило) считаем такую откровенную демонстрацию богатства вульгарной, но многие культуры до нас, вовсе её таковой не находили, напротив, считали её желательной.Джозеф Браунинг

А теперь задумайтесь, многие ли из вас готовы потратить 100 очков, чтобы украсить навершие своего немагического меча? Или спустить 2000 очков на бесполезный в бою парадный доспех?

Просто информация к размышлению, когда соберётесь играть в следующий раз…»

Мне кажется, что это крутейшая идея, которая отлично описывает то, как должны выглядеть расы (да и мир в целом), а также то, какие можно ввести в игру повествовательные линии.

С теми структурами, которые мы уже задали вполне можно приступать к выяснению того, как разные культуры нашего сеттинга относятся к откровенному богатству.

Эль Имперьо дель Соль (Империя Солнца)

(Аристократия) Пороки:  гордыня и зависть, Чем гордятся: фамильный герб, Что носят: вычурная и яркая одежда или военная форма.

Империя приходит в упадок, она производит впечатление утраченного благородства и попыток сохранить лицо в изменившемся мире. Пока ей удается удерживать своё влияние, демонстрируя военную мощь, роскошь и превосходство над крестьянскими сословиями, которые её поддерживают. Чтобы сохранить видимость этой мощи, влиятельные деятели империи тратят огромные состояния на внушительные здания, изукрашенное оружие и драгоценности (гордясь своим и завидуя чужому). Некоторые видят, как вся эта иллюзия рушится на глазах, они стремятся к дисциплине и возврату к ценностям, которые когда-то сделали империю великой (сочетая гордость с ностальгией). Это те, кто принял суровую военную эстетику, но даже они понимают, что пышность и украшения в империи ценятся высоко, и что стиль ставится выше, чем содержание, по крайней мере, среди придворных, в чьей поддержке они нуждаются.

Ла Санта Орден дель Профета (Святой Орден Пророка)

(Теократия) Пороки: похоть и лень, Чем гордятся: святые символы и священный текст, Что носят: простые мантии.

За века Святой Орден прошёл путь от учения одинокого пророка-пустнынника до обширной структуры, которая богатством соперничает с самой империей. Члены ордена одеваются в соответствии со своим статусом, нижние чины облачаются в простые мантии, священники высшего чина украшают себя священными символами, часто выполненными из драгоценных металлов и камней (во славу Селестина), епископы и высшие чины ордена ближе всего к божественному, поэтому и выглядеть им полагается соответственно. Подавляющая часть богатств Ордена вложена в культовые сооружения, где хранятся святыни и тексты. Нередко можно увидеть члена ордена, одетого в тряпье, но несущего в руках книгу с листами из тончайшего пергамента, заключенную в обложку из золота и серебра.

Лос Корсарьос (Каперы)

(Военная система) Пороки: жадность и гордыня, Чем гордятся: каперское свидетельство, Что носят: практичная одежда из кожи или военная форма.

Каперы много времени проводят в море, часто живя в тесных общих кубриках, поэтому у них не очень много места для личных вещей. Несмотря на это, их склонность к жадности и гордыне обычно приводит к тому, что они обладают несколькими вещами очень большой ценности: таким, как кошель с великолепными драгоценностями и самоцветами, изукрашенное оружие или какая-то загадочная побрякушка, приобретённая в странствиях. Такие вещи редко бывают бесполезными, обычно они находят себе применение, что делает их ещё более ценными в открытом море. Значительную часть своего дохода капер тратит на содержание корабля, поэтому многие каперские суда оснащены мощнейшими пушками и самыми хитроумными навигационными приборами, какие только известны миру.

Лос Лобос дель Мар (Морские волки)

(Демократия) Пороки: гнев и ненасытность, Чем гордятся: оружие (часто это сабля), Что носят: практичную или броскую одежду из кожи.

Как и каперы, пираты обычно живут в тесных кубриках на корабле, который для них – гордость и отрада. В отличие от каперов, большинство пиратов одеваются куда более броско, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что вся это богатая пышность – с чужого плеча или награблена, сидит неловко и носится напоказ, а не демонстрирует подлинное богатство и вкус хозяина. Иногда одежда пирата носит на себе слишком явные следы череды попоек и драк. Самым функциональным и зачастую самым ценным, что есть у пирата, является его любимое оружие, обычно украшенное драгоценными камнями или особыми отметками, напоминающими о переделках в которых оно побывало и о врагах, которых поразило. Многие пираты носят на теле татуировки, повествующие о том же. Обычно пираты относятся к богатству более собственнически, но живя в открытом море, они должны находить надёжные места, чтобы хранить награбленное, практически у каждого пирата есть карта своего личного тайника, а у многих – ещё и карты с тайниками тех, кого они отправили на тот свет.

Ла Колонья (Колония)

(Меритократия) Пороки: лень и зависть, Чем гордятся: семейное наследие, Что носят: практичная одежда из полотна и льна.

Поселенцы-колонисты поддерживают империю, почти так же как это веками делали фермеры и крестьяне старого мира. Поселенцам не выгодно демонстрировать своё богатство и шик перед знатью, потому что гордыня заставит дворян поставить дерзких поселенцев на место, а зависть – забрать всё красивое и стоящее к себе во дворцы и поместья. Поселенцы ведут себя тихо, работают в практичных (но отлично сшитых) одеждах, их ценности обычно хранятся под замком в сундуках где-нибудь на чердаке, в погребе или кладовой. Кто-то завидует знатным и старается им подражать, но на это им не хватает ни средств, ни времени, чтобы пускаться в такое изощрённое декадентство. Другие дорожат оружием и простыми доспехами, которые положены им как дружинникам (возможно, лелея мысль о том, чтобы однажды поднять восстание).

Лос Сальвахес де ла Исла (Дикари-островитяне)

(Племенная аристократия) Пороки: гнев и похоть, Чем гордятся: нефритовые амулеты, Что носят: шкуры и грубое сукно.

Туземцы жили в согласии с природными циклами испокон веков, мысль о том, чтобы строить стены и отделяться от окружающего мира, кажется им кощунственной. Эти воззрения отразились на их одежде и постройках, но они гордятся тем немногим, что у них есть. Одежда сделана хорошо, с искусно сплетённым или нанесённым красителями орнаментом. Постройки открытые и воздушные, но стоят на крепком фундаменте из древних камней, на которых в незапамятные времена были высечены таинственные узоры. На торжества и церемонии туземцы надевают украшения, которые передаются в семьях из поколения в поколение, каждое из них имеет свою особую историю и носится с тем, чтобы показать связь хозяина со своим народом и своей землёй. Такие вещи никогда не продаются и не покупаются, только дарятся в благодарность за великие дела.

Ла Орден де ла Луна (Орден Луны)

(Меритократия) Пороки – гордыня и зависть, Чем гордятся: украшения с изображением растущего месяца, Что носят: тёмный кожаный доспех, обычно скрывают лицо маской.

Когда они скрытно живут среди представителей других культур, они неотличимы он них. Когда они исполняют ритуалы ордена, говорят, что они облачаются в удобный кожаный доспех, включающий искусно украшенную маску похожую на ту, что носились на карнавалах старого света. Немногие видели ритуалы культистов, но говорят, что они надевают либо доспех, либо просторное облачение из струящейся ткани, вроде тех, что изображают древние мраморные статуи или античная керамика старого света.

 

Перевод — Ю. Сергеева.