15 июня Bethesda решила подкрепить хайп на тему четвертого Фэллаута и выпустила мобильный ф2п «симулятор» убежища. Мой коллега Вячеслав Золотовский постарался разобраться, что же из этого получилось.
Геймплэй
Плюсы
- Большое количество модулей из которых можно строить убежище, каждый из них обладает своим функционалом (добыча воды, энергии, радио для привлечения выживших, размножение и т.п.)
- Улучшение и расширение модулей — в игре присутствует как простой апгрейт модуля за валюту (улучшение характеристик модуля), так и увеличение площади модуля, путем объединения до 3ех одинаковых модулей в один
- Элементы стратегии — игрок управляет большим количеством НПЦ и распределяет ресурсы
- Ограниченные ресурсы как игровой челендж — вода, электричество, еда и люди. Для всего нужно находить баланс что бы “выиграть”
- Система характеристик персонажей, влияющая на успешное выполнение той или иной работы (сила — лучше работает на электорстанции, внимательность — луче работает на очистке воды, удача — получение доп лута и т.п)
- Кастомизация персонажей — имена и выбор экипировки (броня, оружие)
- Прокачка персонажей — персонажи растут в уровнях и вместе с ними растут и их скилы
- Настроение персонажа — влияет на качество его работы. Узнать чем персонаж недоволен и чего он хочет можно через его монологи при приближении
- Ретеншен через “настроение персонажей”- раз в 24 часа можно получить награду, качество ее зависит от общего настроения персонажей
- Механика путешествия в пустоши — игрок может отправить одного или нескольких персонажей на разведку в пустоши, механика реализована через текстовое окно, где описываются произошедшие с персонажем события. Это меняет динамику игры, т.к. игроку приходится следить и за своим убежищем, и за персонажами, которых он отправил в пустоши
- Рандомные энкаунтеры (рейдеры, рад. тараканы, пожары) — создают дополнительный челендж для игры, чем больше твое убежище тем труднее будет за всем следить
- Система целей и наград, поощряющая делать те или иные действия, например: послать 5 людей в пустоши, развить 5 талантов и т.п.
- Возможность раз в какое-то время заменить дополнительную цель
- Подробный туториал описывающий весь функционал и включающий в себя полезные подсказки. Сделан в виде коротких текстовых слайдов
- Возможность создания до 3ех убежищ на аккаунте
- Собирательная механика в виде редких карточек персонажей, оружия и брони
- Механика ускорения производства по принципe “High risk — high reward”
- Производство в модуле можно единовременно ускорить, при успехе игрок получает ресурсы, опыт для персонажей и деньги, при неудаче — рандомный энкаунтер
- Энкаунтеры, блокирующие все производство — поощряет игрока действовать активно, пока в убежище горит пожар, персонажи перестают работать и бегают в панике
- Предметы влияющие на характеристики персонажей
Минусы
- Отсутствие динамики происходящего — установив персонажей по своим модулям остается просто нажимать на сбор ресурсов
- Отсутствие настраиваемой сложности игры
- Отсутствие челенджа рандомных энкаунтеров — раз в какое-то время происходит событие (нападают рейдеры, рад. тараканы или случается пожар), энкаунтеры повторяются и не становятся сложнее, на убежище всегда нападают 3 рейдера, 3 таракана или случается пожар в одном из модулей. Вызывает скуку после часа игры
- Отсутствие механики автоплэя — игра превращается в постоянный кликер, ресурсы не собираются автоматически, персонажи не реагируют на угрозы-энкаунтеры и т.п., так же игра становится на паузу при выходе из нее или уходе устройства в режим ожидания
- Отсутствие ускорения времени — в игре практически любое действие требует большого количества времени (например — родить ребенка примерно 3 часа игрового времени (возникает ощущение что это баг), уход в пустоши — чем дальше ушел, тем дольше персонаж возвращается)
- Открытие новых модулей за количество персонажей — модуль требует Х персонажей в убежище, но появляются они крайне медленно, спустя 10-15 минут игры новые персонажи не приходят в убежище, а воспроизводить их самому требует по 3-4 часа на одного персонажа. Ускорить процесс никак нельзя, это вызывает раздражение и желание выключить игру спустя 1-2 часа
- Дополнительные цели, которые нельзя выполнить — например в начале игры появляется цель поднять Х персонажам статы, а модули которые могут поднять хоть один стат требуют 25-30 персонажей в убежище. Вызывает раздражение
- Нельзя перемещать местами модули и менять планировку, так же нельзя сломать модуль если по бокам от него находятся два других
- Отсутствие лута с рейдеров и тараканов — победив в энкаунтере игрок получает только опыт, хотя те же рейдеры одеты в брони и с оружием. После такого появляется чувство обманутости
- Модуль не начинает производить новые ресурсы, пока не будут собраны старые. Раздражает, приходится постоянно следить за игрой
- Песочница без мультиплеера — отсутствие явных и понятных целей, отсутствие возможности посмотреть или как либо иначе взаимодействовать с чужим убежищем или показать показать свое. Вызывает скуку и убивает все желание играть дальше
Графика/анимации
Плюсы
- Графика сделана в стилистике франшизы фоллаута, безусловно привлечет огромную аудиторию фанатов серии
- Графика выполнена мультяшно, без откровенных сцен, насилия и крови — подойдет практически для любой аудитории, в том числе и детской
- Визуальные эфекты на фоне — облака, пар в модулях, постоянно передвигающиеся нпц дети, крысы и прочее — создает ощущение живого мира
- Готовность ресурсов и получения уровней персонажами четко выделяет кликабельной зоной — интуитивно для восприятия
- Броня и оружие визуально отображаются на персонаже
- Анимированные действия персонажей в модулях — если два персонажа работают в одном модуле, они будут иметь разные анимации работы
- При приближении камеры картинка не теряет в качестве, а 2.5д пространство создает ощущение объема в модулях и усиливает ощущение живого мира
- Подсветка выделения и переноса персонажа — во время переноса персонажа из одного модуля в другой всегда видет подсвечиваемый силуэт
- Отключение большинства анимация при максимальном отдалении — помогает экономить ресурсы устройства
- Анимированные эмоции и реакция персонажей на угрозы — например дети плачут, у женщин и мужчин на лице страх и удивление и т.п.
Минусы
- Камера фиксируется на случайном энкаунтере или событии. Воспринимается как оповещение, при котором время ставиться на паузу, но в итоге, игрока вводят в заблуждение и игрок в реальном времени смотрит крупным планом как рейдеры начинают ломать дверь в убежище, вместо того что бы начинать обороняться.
- Отсутствие какого-либо визуального подкрепления улучшений модуля.
Интерфейс и управление
Плюсы
- Простое и интуитивное управление, будет понятно любому пользователю современных смартфонов — кликнул/перетащил
- Возможность просмотра всех персонажей убежища во всплывающем меню. Удобно что бы понять сильные и слабые черты персонажей, а так же понять где они в данный момент находятся
- Интерфейс не перегружен элементами, на экране присутствуют только индикаторы ресурсов (деньги. настроение, люди и т.п.), а так же всплывающее меню и меню строительства
- Оповещения о достижении целей или доступности новых модулей
- Настройка звука и чувствительности сенсора
Минусы
- Персонажи и модули выбираются одним и тем же тапом по экрану. Вызывает раздражение из за частых промахов
- Перенос персонажа путем зажатия — при резком переносе персонажа в другой модуль, камера уезжает и перенос персонажа сбрасывается
- Камни под убежищем (препятствия для постройки модулей) постоянно всплывает раздражающее окно, когда случайно выделяешь камень при перемещении камеры
- Отсутствие страховки от “идиота”, например при выделении камня — всплывает окно об уничтожении его за Х валюты, если случайно попасть в это окно, она спишется без всякой проверки
- Экран гаснет если игрок какое-то время ничего не делает
Нарратив
Плюсы
- Персонажи говорят о своем настроении через монологи.
- Флирт и пикаперские фразочки между мужчинами и женщинами
Минусы
- Куклы вместо персонажей. Отсутствует ощущения что персонажи живые, у них вечно натянутые улыбки, отсутствие диалогов, отсутствие их истории в добавок к постоянному выполнению одного и того же действия в модуле
- Из-за мультяшной графики, вечно улыбающихся лиц, отсутствия челленджа теряется ощущение постапокалиптического мира. Заменить гору на необитаемый остров и туземцев вместо рейдеров — игра ничего не потеряет
Звук и музыка
Плюсы
- Для каждого действия есть звуковой эффектом — рождение ребенка, атака рейдеров, пожар, сбор ресурсов, лвлап персонажа и т.п.
- Контраст звуков и музыки — при максимальном отдалении создается ощущение мертвого мира по средствам гуляющего в далеке ветра, шелесту камней и т.п., а при максимальном приближении наоборот — мир чувствуется живым, за счет треска ламп, голосов внутри убежища, шума рабочих и работающих механизмов и т.п.
Минусы
- Когда планшет уходит в спящий режим пропадает звук
Резюме
Чем игра интересна для профессионала
2д песочница от Bethesda по вселенной фолаут, с огромным количеством механик и попыткой переноса системы SPECIAL на мобильную платформу
Что особенно понравилось
Потрясающая графика и анимации персонажей, модулей. Игра на контрастах: живого мира при приближении и мертвой бесшумной пустыни при отдалении
Что получилось неудачным
- Выход в пустоши несет в себе больше риска (потерять персонажа) и практически никакого профита
- Человеческий ресурс блокирует большинство новых модулей, потеря даже одного человека — это потеря 4-6 часов времени
- Рандомные энкаунтеры надоедают спустя час, т.к. понимаешь что сложнее они не становятся (например пожар можно вообще не тушить, через пару комнат он сам погаснет)
- Некоторые дополнительные цели невыполнимы физически на данном этапе игры (прокачать 5 персонажам характеристику)
- Отсутствие автоплэя — игра не может сама собирать накапливаемые ресурсы, все это нужно делать вручную
- Отсутствие видимой цели или соревнования с другими игроками
В итоге игра сводится к тому, что игрок находится в абсолютно предсказуемой и монотонной песочнице, в которой нужно не отрываясь смотреть на экран и по кд собирать ресурсы, повышать уровни персонажам и просто “солить” ресурсы: воду, энергию, еду.
18/06/2015 в 11:43
awesomnauts, vault shelter — похоже вы там в свой платформер добавили песочницу/моба/прочий муравейник
28/08/2015 в 02:24
Все что сказано в этом обзоре, абсолютная правда! Я скачал и подсел на игру из за красивой «обертки» (графики и т.д.) , любимого мира, и из за того, что игр о постройке своей базы/убежища и прочего крайне мало.
И думаю данная болезнь (монотонность, прокликивание для сбора ресурсов и т.д.) потому присуща этой игре, потому что это общая болезнь всех мобильных игр и я их терпеть не могу.
Вышла бы эта игра на компе, добавили бы в нее больше стратегии и вдумчивости и меньше микро менеджмента, больше вариативности и была бы не игра а конфетка. И ее уже можно было купить
НО даже если бы в этой игре было бы ускорение времени, хотя бы в 2-3 раза, этой игре была бы большая цена честь и почет.
Я блин просидел за этой игрой 4 часа и чего я успел сделать? Сходить 2 раза в Пустошь и принеся от 20 до 35 крышек, построив все что мне было доступно в течении получаса, а остальное время тупо пялился в экран, ожидая когда появится ресурс и когда же черт возьми родятся дети ( чтобы разблокировать следующую постройку… Лишь иногда «развлекался» борьбой с рейдерами поставив 2 лучших бойцов с лучшей экипировкой (из ланчбокса, а где еще взять??) и тушением пожаров… В топку такие игры…
28/08/2015 в 02:27
И кстати забыл сказать, я улучшил дверь до максимума, не пожалев крышки… Думаете это помогло от рейдеров защититься? Ага щас… Дверь которая может выдержать радиацию взламывается 3 рейдерами с помощью их тесаков видимо.