Самый частый вопрос[1]После «тыж не старик, зачем тебе борода?», «тыж политолог, объясни, что за хня происходит в @country_name@» и … Continue reading, который я слышал за последние пять лет — «тыж геймдиз, расскажи, что в лоле лучше чем в доте?». И каждый раз, отвечая на этот вопрос, я говорил, что игры эти — про разное, на разных механиках построенных, и с разной динамикой, но есть у LoL’а неоспоримое преимущество — внутренний штат кастеров и аналитиков, задающий очень высокую планку качества. Вернее, когда-то задававший. В прошедшем времени. 


tl;dr 1) качество контента сильно упало, 2) изменения в самой игре уменьшили вариативность, 3) киберспортивный контент раздувается искусственно и только количественно, 4) при этом выходит множество никак не связанных с игрой материалов, 5) обозначенные в предыдущих пунктах проблемы не появляются одна из другой, а разрастаются параллельно.

Первый раз я запустил LoL как раз в тот день, когда в релиз вышел Талон. Сейчас я в платине, жена — в золоте, а с чуть ли не половина моих друзей появилась в моей жизни именно благодаря этой игре. Каждые выходные вот уже три года как я нахожу время посмотреть 1-2 игры (до развала #GambitGaming — #EULCS[2]Да, я тот самый парень, который на вопрос Edward’а «что вы готовы сделать, чтобы M5 опять играли своим … Continue reading, после, вплоть до ухода Hai и LemonNation из С9 — NALCS) и #PTL. Последние официальные видео, что я посмотрел — распределение по группам на ЧМ, обзор патча для ЧМ, топ-20 игроков на ЧМэтому же ЧМ посвященный выпуск #PTL и церемония открытия ЧМ. В сумме это около шести часов видео. Шести часов, Карл! И единственная смысловая нагрузка во всем этом объеме — «RiotGames молодцы, а ROXTigers победят потому, что они победили SKT».

Нет, я слышал рассказы о пленумах партии. Я даже был не нескольких региональных съездах ЕдРа. Но такого попугайского, оголтелого самовосхваления даже не представлял. На годовых отчетах глав московских муниципалитетов и то больше конкретики. Особенно это заметно при разборе патча. Гости и так не ругают патч, но ведущий прямо форсирует подытоживание каждого отдельного предложения в духе «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Я включил видео, чтобы понять, какое влияние окажет патч на турнир. Чтобы профессиональные тренеры, аналитики, про-игроки и rioter’ы удивили меня. Рассказали мне что-то, чего я не знаю. Но из этого обсуждения выводов можно сделать меньше, чем из чтения патчноутов.

Вчера в 3 ночи по московскому времени я не спал. Я ждал начала онлайн трансляции #PTL. И что я получил?

  • Неподготовленных ведущих, которым солнце светит прямо в глаза так, что их лица перекошены. Ничего ведь не мешало выделить ребятам больше времени, разделить штат по разным программам и, главное, нанять выпускающего редактора, который бы отвечал за то, чтобы в эфир не попадал откровенный шлак.
  • Девочку с красивыми ногами, посаженную на высокий стул по центру кадра, и поправляющую волосы каждые 3-5 секунд из-за сильного ветра. Сан-Франциско — город красивый, я с этим не спорю, но даже в красивых городах продаются экраны от ветра и излишнего света.
  • Нарезку видосов от про-игроков с корейского буткемпа. Так эти нарезки от самых разных кастеров три недели как атакуют ютуб, и качество подборок там — на порядок выше.
  • Прерывания трансляции на цветной экран «нет сигнала»? Неужели Tencent’ы настолько ужали финансирование, что не хватает денег оплатить видео-оператору лишнее время, чтобы он потратил на подготовку и проверку на полчаса дольше?
  • Трешевую псевдо-пародию на роудтрип, но с наложением 3д графики? Даже и не знаю, как это комментировать.

Но это все — мелочи. В конце концов, у девочки действительно красивые ноги, а Сан-Франциско — действительно красивый город. Куда хуже то, что профессиональные кастеры одной из самых популярных и успешных киберспортивных дисциплин мира после просмотра получасового видео с их участием не оставили мне других воспоминаний. Они просто слово в слово повторяли все то, что было сказано в предыдущих видео. Буквально слово в слово. Без аргументации. Без отличного от линии партии личного мнения.

За несколько дней до этого я посмотрел составленный rioter’ами рейтинг игроков. В этом видео профессионалы от киберспорта рассказывают мне, что конкретный игрок находится на конкретной позиции в рейтинге, потому что:

  • Им хочется верить, что у него получится
  • Они не особенно верят, что у него получится
  • У него так хорошо получалось последние три месяца
  • У него не так хорошо получалось на крупных турнирах

Ну ведь ничего абсолютно не мешало разобрать каждый отдельный паринг для каждого лэйна. Ведь практически каждый из этой двадцатки играл с каждым. Но — нет. Зато показать слезливую истории о том, как Rekkles сломал колено и не смог играть в футбол — запросто. Главное ведь поехать к нему на Родину, отснять материал со всеми родственниками — есть ресурсы. Нанять креативную команду, которая будет выдавать связанные с игрой контент — нет.

Что мне остается в плане аналитики? Пойти смотреть 6+ часовой разбор от Thorin и ggMonteCristo или получасовой от тренера TSM? Где в течении нескольких часов ребята сидят перед камерой и говорят иногда занудные, иногда непонятные, но, чаще всего, умные вещи? Дать еще один шанс LoL’овскому каналу Yahoo eSports cо странными интервью от Scarra и трешевым Late Night League? Представляете, на сколько упало качество контента, что эти варианты я воспринимаю как однозначно предпочтительные?

Но это все меркнет по сравнению с тем, как команды делились на группы. Серьезно, посмотрите видео. Я несколько раз был по работе на утренниках в детских садах. Так там перформанс получше будет. Бессмысленные действия, наигранное воодушевление, непонятно зачем (и им самим, судя по всему, тоже) приглашенные полузабытые игроки по очереди тянут из ваз контейнеры, раскрывают их, а там — свернутые листы с названием команд. Зачем этот фарс? По правилам в одной группе не может оказаться две команды из 1 региона. Ведь вместо этого можно было по аналогии с AllStars дать игрокам выбрать самых любимых независимых кастеров, собрать их вместе, дать им рандомную раскидку и сказать «А теперь поменяйте местами любые две команды одного тира». И шоу бы получилось, и все бы с замиранием сердца смотрели, и аргументацию интересно послушать бы было, и, самое главное, кастеры больше любых других причастных заинтересованы в том, чтобы их аудитории было интересно — мы бы получили вменяемые группы без уже ясного четвертьфинала.

Переходим к вишенке на торте. Церемония открытия главного события во всей экосистеме LoL’а. Целый год практически сотня команд по всему миру рвала жилы, чтобы оказаться именно здесь. Целый год слезливые интервью рассказывали нам, что для каждого игрока самое важное — играть на ЧМ. И что нам показали на открытии? SKT T1, вытаскивающих кубок из под тумбочки? Позорный ролик про этот кубок с некачественной нарезкой кадров с финалом предыдущих ЧМ? Выстроившиеся по группам команды, чье имя прочитали со сцены? Ведь ничего не мешало, к примеру, для каждой команды сделать отельную нарезку ярких моментов, команду выводить отдельно, на экране крутить эту нарезку. И\или каждому игроку выбрать наиболее iconic чемпиона, договориться с приличными косплеерами, чтобы с каждым игроком вышел еще и его «фирменный» чамп и постоял за спиной и чуть сбоку? Неужели в стране Бродвея и Голивуда не нашли никого, кто умеет делать шоу?

С другой стороны, после 6.15 трудно требовать развернутой, продуманной и аргументированной аналитики. Да, лээйн-свапы превращали игру в унылое, переходящее в затянутые сплит-пуши зрелище, требующее, к тому же, серьезного опыты в игре, чтобы вообще понимать, что происходит. Да, с этим нужно было что-то делать, но — не убивать альтернативные стратегии же! При фиксированных лэйн-матчапах и пуле в 3-5 чампионов S-тира на каждую позицию игра свелась к четко прописанному танцу, где нет ничего неопределенного, а значение имеет только качество выполнения этого танца. Даже сами roiter’ы признают это опосредовано, говоря, что в 6.19 определяющих фактором стала командная хореография. Самыми жаркими обсуждениям стали — в соревновательной командной игре, на секундочку! — пик-бан фазы. После того, как пики определены, стратегия действий, тайминги переходов к тимфайтам, тактика сражения за стратегические цели, исход каждого матчапа, отдельные билды и порядок ганка лесников — все это становится либо совсем однозначно, либо понятно в небольшой вилке. А если нет возможности сделать что-то по-разному, не «лучше\хуже», а «так\иначе» с десятком-двумя варинатов — нет вариативности. И тут уже никаких претензий предъявлять броадкаст-команде Riot’ов не получится. Это — сфера ответственности киберспортивного отдела. Который гордится тем, что придумал (уже три года как реализованные в других играх) дополнительные источники дохода для команд. Стыдно, товарищи.

Я понимаю, что со стороны это выглядит как «у Анатолия Юрьевича открылись бомболюки», но — я действительно люблю эту игру. И сейчас я, не смотря на все эти громкие официальные заявления в духе «LoL будут играть и через несколько поколений» начинаю переживать за судьбу игры. Потому что когда у соседской жены появляется синяк на лице, а ребенок уже пару недель ходит к друзьям в гости именно ко времени ужина, уже не так важно, какая у этой семьи репутация.

Да, чемпионат мира по LoL‘у уже стартовал. Приятного просмотра.

Become a patron at Patreon!

Сноски

Сноски
1 После «тыж не старик, зачем тебе борода?», «тыж политолог, объясни, что за хня происходит в @country_name@» и «тыж актер, покажи чонить», разумеется.
2 Да, я тот самый парень, который на вопрос Edward’а «что вы готовы сделать, чтобы M5 опять играли своим составом» ответил «Отдавать 5-7% ежемесячного дохода или 4-5 часов времени еженедельно»