Перевод седьмой заметки блога The Monsters Know What They’re Doing (оригинал — здесь).

В ранней статье я рассмотрел тактики гоблинов [1]http://themonst.wwwmi3-ts2.a2hosted.com/goblin-tactics/, которые оказались гораздо сложнее тактик среднестатистических гуманоидных монстров из разряда пушечного мяса. Однако, гоблины являются низкоуровневыми монстрами, и ,чтобы представлять вызов игрокам средних уровней, большие группы гоблинов нередко имеют в составе более продвинутых гоблиноидов, таких как боссы гоблинов, хобгоблины и багбиры.

Босс гоблинов отличается от обычных гоблинов тем фактом, что не использует лук и своими особенностями — Мультиатакой [2]Multiattack и Перенаправлением Атаки [3]Redirect Attack. В добавок, действие Перенаправления Атаки  полезно только в ситуациях, когда гоблины сражаются плечом к плечу в рукопашной, а не из засады или в перестрелке. Основываясь на этом я делаю вывод, что боссы гоблинов встречаются только в логовах гоблинов — пещерах, руинах и что ещё вам взбредёт в голову — в местах, где большое число гоблинов будет сражаться в рукопашной.

Кстати, читали ли вы об этой особенности, Перенаправлении Атаки? Босс гоблинов использует реакцию и, чтобы избежать удара по себе, подставляет под удар одного из своих миньонов-гоблинов. Вот подонок! Вот вам существо предрасположенное к боевым действиям более, чем большинство его вида — сильнее, способное перенести больше урона и способное нанести больше ударов — и тем не менее не обладающее никаким желанием тащить свою команду. “Ох, надеюсь без обид, Джиксто! Отправь мне открытку из Преисподней!”

Подобное создание, даже в рукопашной, будет отвратительно сфокусировано на самосохранении. Сражаясь в составе группы, оно начнёт битву на передовой со всеми, используя своё действие Мультиатаки для нанесения двух ударов своим скимитаром (стоит отметить, что Мультиатака босса гоблинов ослаблена [4]совершается с помехой на втором взмахе). Но как только существо получает хотя бы один удар, оно меняет тактику: после действия Атаки совершает Отход (бонусное действие) и двигается на расстояние 15 футов к тылу, где враг не сможет его достать. В последующих ходах оно перемещается на 15 футов, встраиваясь в ближайшую брешь на линии фронта, Атакует (действие), Отходит (бонусное действие) и вновь отступает к тылу. (Если отсутствует фактическая брешь то стоит помнить, что оно может двигаться через квадрат занятый другим гоблином так, будто это труднопроходимая зона. Таким образом, существо едва обладает необходимой скоростью передвижения, чтобы пройти через линию соприкосновения и обратно, если требуется.) Если миньоны босса гоблинов побеждены, то он бросается в бегство, и то же самое при серьёзном ранении (здоровье упало до 8 хитов или ниже).

Хобгоблины сильно отличаются от гоблинов — они прирождённые солдаты, стойкие и дисциплинированные, в то время как гоблины физически слабее, ленивы и трусливы. У них нет физических слабостей, они достаточно умны для изготовления и применения мечей и луков и для проведения разведки, а их особенность Воинское Превосходство [5]Martial Advantage даёт им наносить дополнительный урон за бой в плотной формации. С другой стороны, они не владеют навыком Скрытности [6]Stealth и нет Ловкого Побега [7]Nimble Escape.

Хобгоблины будут перемещаться и нападать ночью, когда их тёмное зрение даёт им превосходство над игроками без оного; если же у них нет преимущества темноты, то они атакуют только при численном превосходстве 2-к-1. Отряды состоящие только из хобгоблинов представляют собой сплочённые команды численностью от четырёх до шести существ. Если присутствуют несколько таких команд, то одна из них будет состоять из лучников, расположенных от места действия в 60-150 футах [8]18,288-45,72 метрах. Работая с войсками гоблинов им приходится быть осторожными: хобгоблины не страдают недостатком храбрости для боя на передовой, но они в курсе, что гоблины таким не отличаются. Вместо того, чтобы подавать пример, которому гоблины всё равно не последуют, они предпочтут раздавать приказы с тыла, где они могут приглядывать за гоблинами и стрелять в оппонентов из своих длинных луков. Воинское Превосходство поможет им в этом случае, пусть они сами и не находятся в рукопашной, но могут выбирать цели с которыми схватились в рукопашной гоблины. [9]Воинское превосходство. Один раз в ход хобгоблин может причинить дополнительный урон 7 (2d6) существу, по … Continue reading

Чем больше отрядов хобгоблинов участвует в рукопашной, тем более изощрённые тактики они применяют. Для примера, если есть три хобгоблина, один схлестнётся в рукопашной напрямую, один будет атаковать на дистанции, а один двинется к наиболее уязвимо выглядящему флангу. Если их четверо, по одному двинется на каждый фланг. Пять и более попробуют окружить игроков. Все связанные с этим передвижения будут иметь место до начала боя — хобгоблины достаточно умны и дисциплинированны для должной подготовки. Также эта подготовка будет происходить на достаточной дистанции, так что их неумелость в Скрытности не станет препятствием.

Когда проигрывают, хобгоблины не спасаются бегством. Они выполняют упорядоченный манёвр отступления. Когда как минимум два хобгоблина в группе серьёзно ранены (здоровье падает до 4 хитов или ниже) или убиты, то группа начнёт отходить, начиная с наиболее раненых хобгоблинов. Они [10]наиболее раненые используют Отход (действие) и отступят со всей доступной им скоростью перемещения. На следующий раунд два следующих-наиболее-раненых используют Отход (действие) и тоже отступят со всей доступной скоростью, в то время как первые отступившие отойдут только на 5 футов, для того чтобы оставаться в контакте с хобгоблинами, что к ним присоединяются. В это же время, в этом же раунде, стрелковый отряд хобгоблинов, если таковой присутствует, замечает отступление и фокусирует свои стрелы на потенциальных преследователях, с целью дать прикрытие отступлению. На третий раунд, любой(ые) оставшийся(еся) в отряде хобгоблин(ы) использует Отход (действие) и отступят на всей скорости, воссоединяясь с теми, кто отступил ранее. Они производят этот манёвр раз за разом, пока ни один враг ни останется в контакте с ними. 

Не смотря на то, что они являются олицетворением дисциплины в нормальных обстоятельствах, согласно Бестиарию хобгоблинам сносит крышу при виде эльфа. Они атакуют эльфов в первую очередь, “даже если это будет тактической ошибкой”. Означает ли это, что они преждевременно кинутся в битву, в дневное время, без должной разведки, всего лишь потому, что увидели эльфа в лагере группы игроков? Это зависит от Мастера [11]DM. Вы можете обыграть их таким образом, но, учитывая степень в которой они подаются как обладающие военной смекалкой, я бы сказал, что их дисциплинированность превозобладает до того, как начнутся боевые действия — они банально составят план боя так, чтобы выбить эльфов первыми. Когда битва начнётся, они, возможно, позволят человеческому бойцу нанести несколько свободных ударов по ним, в то время как они сконцентрировали свои атаки на эльфийском бойце. Возможно, хобгоблинские лучники будут усиленно выстреливать эльфийского мага, в то время как они должны прикрывать отступление своих товарищей. Возможно, внезапное появление посреди отряда ближнего боя хобгоблинов эльфийского плута вынудит их абсолютно позабыть о том, что они делали, и стать одержимыми желанием разобраться с эльфом.

Капитан хобгоблинов — это особо сильный хобгоблин с Мультиатакой и Лидерством. Эта особенность, Лидерство, восхитительна: на одну минуту (то есть 10 раундов), пока капитан дееспособен, каждое союзное существо в радиусе 30 футов от него получает бонус 1d4 на броски атаки и спасброски. Он активирует эту способность прямо перед началом боя, для того чтобы не потерять собственное Атакующее действие. Во всех остальных смыслах он сражается как обычный хобгоблин. Если на несколько отрядов присутствует только один капитан хобгоблинов, то он будет находится в составе основного отряда ближнего боя. Капитаны хобгоблинов не снаряжены луками, но носят с собой метательные копья, и вместо нарушения строя ради погони они предпочтут метнуть одно в убегающего оппонента.

Хобгоблин военачальник представляет из себя всё, чем является капитан хобгоблинов, и больше. Он может Ударить Щитом для сбивания оппонента с ног, и может Парировать рукопашный удар.

Парирование прибавляет +3 к КД [12]AC, Класс Доспеха как реакцию, так что решение когда его применять достаточно просто: когда игрок выбрасывает от 20 до 22 на свою атаку. (Предполагая, что, конечно, хобгоблин военачальник не использовал свою реакцию на что-то иное.)

Анализ Удара Щитом требует небольшого количества математических вычислений. Мультиатака хобгоблина военачальника позволяет три последовательных рукопашных удара на одно действие Атаки. Удар длинным мечом наносит наибольший урон, так что используется по умолчанию, но когда удар Щитом становится оправданной альтернативой? Предполагая свершившееся попадание, Удар щитом наносит в среднем на 2 хита меньше урона, чем удар длинным мечом, так что решающий фактор — это насколько шанс сбить оппонента с ног стоит этих потерянных хитов. Атаки против лежачего оппонента делаются с преимуществом, что повышает шансы попадания в среднем на 20 процентов. Если хобгоблин военачальник использует Атаку в последовательности удар щитом/длинный меч/длинный меч, это означает что он будет иметь преимущество на две атаки длинным мечом после успешного удара щитом. Длинный меч наносит за удар в среднем 7,5 хитом урона, 15 хитов за два удара. Двадцать процентов от этого — 3, так что использование Удара Щитом до двух атак длинным мечом повышает ожидаемый урон на 3 хита — если это работает.

Проблема заключается в том, что спасбросок по Силе со Сложностью [13]DC 14 против Удара Щитом не особо высок. Без каких-либо модификаторов хобгоблин военачальник имеет скромные две трети [14]⅔, 66% шанса сбить с ног оппонента. Модифицированный же Силой оппонента — и держите в памяти, что, вероятнее всего, хобгоблину военачальнику противостоят наиболее крепкие бойцы группы игроков — шанс успеха отходит в область 50/50, и даже меньше против игроков, кто добавит свой бонус мастерства к спасброскам Силы.

Хобгоблины сами по себе не глупы; тем более хобгоблины военачальники. Они из личного опыта знают, какие оппоненты выдержат Удар Щитом, а какие нет. Для хобгоблина военачальника, чтобы пожертвовать третьей атакой длинным мечом в пользу Удара Щитом, одно из двух условий должно выполняться: или противник должен быть физически слаб (негативный модификатор Силы), или один или более союзник хобгоблина военачальника должен также быть способен нанести удар лежачему игроку до того, как тот или та поднимется. Если преимущество на атаку по лежачему индивидууму применяется не только к двум ударам длинного меча хобгоблина военачальника, но также и к другим атакам, тогда ценность Удара Щитом превосходит альтернативные издержки оного.

Багбиры ещё сильнее хобгоблинов, но им недостаёт ума и дисциплинированности последних. Благодаря своей особенности Жестокость [15]Brute (которая равносильна нанесению критического удара при каждом ударе) они наносят солидный рукопашный урон, а их другая особенность Внезапная Атака [16]Surprise Attack позволяет им ярко выделиться на первом застигнутом ими игроке. Багбиры также достаточно скрытны (+6!), так что не смотря на то, что по натуре они грубые рубаки, они хорошо вписываются в применяемые гоблинами засадные стратегии. Различие в том, что в то время как гоблины применяют снайперские атаки по принципу ударил-убежал, багбир скрытно выжидает, пока противник подойдёт к нему на 30 футов (или же подкрадывается к врагу сам, пока не приблизится на 30 футов), после чего выскакивает и крошит врага в труху. Он непредвзят в выборе целей: будет атаковать первого, кто попадёт в зону досягаемости. Он не различает слабой или сильной выглядит цель. Они все слабаки в глазах багбира.

Багбиры вооружены двумя оружиями: моргенштерн [17]morningstar и метательное копьё. Они не чураются столкновений лицом к лицу, да и моргенштерн наносит больше урона, так что единственным поводом для использования метательного копья становится невозможность по каким-либо причинам подобраться поближе к желаемой цели.

Багбиры — монстры типа “Рррррааааахххх, колоть колоть колоть” (или, в этом случае, “стукать стукать стукать”). Они обожают хаос и и будут преследовать убегающих оппонентов. Тем не менее их инстинкт выживания силён. Если один из них тяжело ранен (здоровье упало до 10 хитов или ниже), он будет  обескуражен этим и сбежит, используя действие Рывка [18]Dash и потенциально подставляясь под одну или более атаку по возможности. Если каким-то чудом группа игроков возьмёт в плен живого багбира, то последний будет унижен, травмирован и склоннен сделать что угодно ради спасения собственной жизни.

Вождь багбиров — это выдающийся представитель своего вида, с Мультиатакой (стучать больше!) и особенностью Сердце Хруггека, которая даёт ему преимущество на спасброски против ряда эффектов. Также он обладает Запугиванием +2 [19]Intimidation, так что можно предположить, что, подобно оркам[20]http://themonst.wwwmi3-ts2.a2hosted.com/orc-tactics/, группа багбиров ведомая вождём багбиров в начале встречи начнёт “переговоры”.  Но так как их владение навыком Скрытности является одним из преимуществ багбиров, то зачем им выдавать своё местоположение сугубо ради разбрасывания оскорблений и угроз? Вожди багбиров имеют Интеллект 11 и Мудрость 12, так что это не того рода ошибка, которую они допустят. Существует не столь много обстоятельств, при которых группа приключенцев и вождь багбиров могут иметь целенаправленную беседу, но мне в голову приходит парочка вариантов: Возможно, группа умудрилась внезапно появиться перед багбирами, а не наоборот. Возможно одна сторона осаждает другую, и они достигли тупикового состояния с обоих фронтов. Возможно игроки имеют достаточно высокий уровень и вождь багбиров осознаёт, что победа в бою над ними будет сложна, но они [21]игроки всё же обладают чем-то, чего багбиры жаждут. (Конечно, манера “переговоров” вождя багбиров всё также будет состоять из требований, угроз и оскорблений.)

Подведём итоги:

  • Боссы гоблинов начинают бой с рукопашной на фронте, но как только получают ранение — отступают в тыл. В последующих ходах они бросаются вперёд, чтобы Атаковать (действие), затем Отходят (бонусное действие) и ретиво перемещаются назад. Они используют Перенаправление Атаки ради избежания получения урона по себе и переносят оный на других, более слабых, гоблинов. Они бегут если их здоровье падает до 8 хитов и ниже, а также если их гоблины-миньоны были побеждены.
  • Хобгоблины собираются вместе и сражаются в составе дисциплинированных отрядов, атакуя ночью. Они поддерживают плотный строй для усиления своего рукопашного урона Воинским Превосходством. Хобгоблины командующие гоблинскими подразделениями будут находиться позади линии фронта и атаковать издали. До начала наступления они аккуратно выводят своих солдат на позиции, при возможности заходя во фланг врагу.
  • Когда два или более хобгоблина в отряде из от четырёх до шести индивидуумов получают серьёзные ранения (здоровье снижается до 4 и менее хитов), эти хобгоблины Отходят (действие) и отступают на всю доступную скорость передвижения, после чего остальные члены отряда следуют их примеру в последующих одном-двух раундах. Начиная с раунда начала отступления, присутствующие на поле боя хобгоблины-лучники прикрывают отступление.
  • Чрезмерная неприязнь хобгоблинов к эльфам может привести к принятию спорных решений на поле боя, так как они фокусируются на их [22]эльфов истреблении.
  • Капитан хобгоблинов активирует свою особенность, Лидерство, прямо перед началом рукопашной, усиляя атаки и спасброски союзников на 1d4.  Во всех остальных аспектах он сражается как обычный хобгоблин. Если противник, с которым он сражается, отступает, то он не станет его преследовать, но, если не имеет других противников в рукопашной, будет метать копья в бегущего врага.
  • Хобгоблин военачальник будет Парировать (реакция) удары в рукопашной, чей бросок атаки составляет от 20 до 22, и будет использовать порядок Атаки (действие) Удар Щитом/длинный меч/длинный меч если его противник имеет отрицательный модификатор Силы или если один или более из бойцов хобгоблина военачальника тоже может атаковать оппонента до того, как он или она встанет на ноги. В иных случаях он трижды атакует своим длинным мечом.
  • Одиночный капитан хобгоблинов или хобгоблин военачальник будет прикреплён к основному хобгоблинскому отряду ближнего боя. Дополнительные капитаны хобгоблинов  будут прикреплены к другим отрядам, с расчётом один капитан на отряд.
  • Багбиры атакуют также, как гоблины, из засад, но предпочитают рукопашную. Если противник приблизится на 30 футов не обнаружив его, то багбир инициирует бой с Внезапной Атакой. Он будет продолжать атаковать до тех пор, пока не получит серьёзные ранения сам или же враг умрёт. Когда багбир серьёзно ранен (осталось 10 хитов или менее) он Рванётся [23]Dash (действие) прочь, потенциально провоцируя по себе одну или более атаку по возможности.
  • Вождь багбиров может в редких случаях попытаться Запугать игроков ради получения чего-то, чего он хочет, но не станет этого делать если считает, что имеет благоприятные шансы взятия игроков в засаду с последующей победой в бою над ними.

Автор — Кит Амманн, ссылка на блог — здесь

Перевод — KazeDao

Become a patron at Patreon!

Сноски

Сноски
1 http://themonst.wwwmi3-ts2.a2hosted.com/goblin-tactics/
2 Multiattack
3 Redirect Attack
4 совершается с помехой
5 Martial Advantage
6 Stealth
7 Nimble Escape
8 18,288-45,72 метрах
9 Воинское превосходство. Один раз в ход хобгоблин может причинить дополнительный урон 7 (2d6) существу, по которому он попал атакой оружием, если это существо находится в пределах 5 футов от дееспособного союзника хобгоблина. — Бестиарий/Monster Manual стр 292. — прим переводчика
10 наиболее раненые
11 DM
12 AC, Класс Доспеха
13 DC
14 ⅔, 66%
15 Brute
16 Surprise Attack
17 morningstar
18, 23 Dash
19 Intimidation
20 http://themonst.wwwmi3-ts2.a2hosted.com/orc-tactics/
21 игроки
22 эльфов