Перевод четырнадцатой заметки блога The Monsters Know What They’re Doing (оригинал — здесь).

Лич (Lich, рифмуется с английским “itch”[1]чесотка, но не с “ick”[2]сленговое слово, означающее отвращение или грязь или германским ich[3]означает “я”, произносится как ихх, подобно шипению кошки на конце) выделяется не только тем, что является альфа нежитью с историей уходящей корнями вплоть до дней AD&D[4]Advanced Dungeons & Dragons, но и тем, что является единственной нежитью, ставшей нежитью по своему желанию. Личи — это то, что вы получаете, когда волшебник или волшебница решает, что хочет быть бессмертным(ой), внимательно изучит мелкий шрифт на контракте и произнесёт:”Да, я согласен с такими условиями.” С самого начала для становления личем волшебник должен обязательно быть мономаниакальным, а также злым, обладать садисткими и/или мстительными наклонностями и трансформация в нежить лишь усилит эти черты. Становящийся личем волшебник также обязательно должен быть на уровне гения и заклинателя мирового класса, и эти особенности наследуются в нежизни.

Несмотря на то, что в плане физической силы он сравним с обычным гуманоидом, все остальные характеристики лича выделяются, и Интеллект больше всего. Он получает внушительные бонусы к спасброскам по Телосложению, Интеллекту и Мудрости (обратите внимание, что двое из “большой тройки спасбросков” присутствуют среди перечисленного); сопротивление к холоду, электричеству и некротической энергии; иммунитет к ядовитому урону и всем формам физического урона от не магического оружия. Он не может быть очарован, испуган, парализован или отравлен[5]charmed, frightened, paralyzed or poisoned, никогда не страдает от истощения[6]exhaustion. Он обладает истинным зрением[7]truesight — способностью видеть в темноте, в эфирном плане бытия, распознавать иллюзии, трансмутации и невидимость — на расстояние до 120 футов с пассивным Восприятием[8]Perception 19. Он имеет развитые навыки Восприятия и Проницательности, так что он не только заметит вас, но и поймёт, чего вы хотите.

Если встреча с личем произошла в его логове, то он получает дополнительные мощные действия логова. Зачем тогда ему когда либо покидать оное? Хороший вопрос. Не покинет, если будет иметь возможность поступить так. Ни один лич не покинет своё логово если только не будет вынужден, с целью проделать что-то, что не может поручить своим агентам сделать за него. Возникает вопрос вдогонку: Кто на этом шарике согласится стать агентом лича? Ну, кто на этом шарике согласится стать агентом Адольфа Гитлера? Ответ относительно прост — кто-то со схожим ходом мышления, в случае лича — другой злой волшебник желающий почерпнуть из бездонного резервуара магических знаний. Или кто-то считающий что его или её далеко идущие планы совпадают с таковыми у лича. Или кто-то боящийся мощи лича и надеющийся что он или она демонстрируя в достаточной мере верность и покорность могут заслужить привилегированное отношение. (Внимание, спойлер: Крайне маловероятно.) Или, если мы исключим всё вышесказанное, кто-то, кого лич магически контролирует. Агенты лича должны быть достаточно сильны для того, чтобы он считал их полезными, и они должны быть в достаточной мере амбициозны, чтобы служба личу оказалась выгодным соглашением. 

Если отложить заклинания, какими ещё сильными способностями обладают личи?

  • Легендарное Сопротивление[9]Legendary Resistance, позволяющее ему перебросить проваленный спасбросок. Как и вампир, лич проваливает спасброски настолько редко, что он будет без зазрений совести активировать Легендарное Сопротивление каждый раз, как это происходит, не заботясь о сохранении трёх использований способности за день.
  • Сопротивление Изгнанию[10]Turn Resistance, дающее ему преимущество на спасбросок Мудрости против способности Изгнания Нежити…который у него изначально имеет бонус +9 [11]спасбросок Мудрости. “‘Изыди, нечестивое отродье’? Ох, это тааак мило.”
  • Восстановление[12]Rejuvenation, означающее, что “уничтожение” лича это лишь временное поражение, если конечно филактерия (читайте: крестраж, хоркрукс [13]horcrux) тоже не уничтожена.
  • Легендарные действия, включающие в себя Пугающий Взгляд, Разрушение Жизни[14]Frightening Gaze, Disrupt Life, и дополнительное использование его базовой атаки Парализующим Касанием[15]Paralyzing Touch attack и наложение заговора[16]cantrip (скорее всего луч холода[17]ray of frost, так как два других его заговора не имеют прямого боевого применения).
  • Действия логова, включающие в себя призыв духа для нанесения внушительных 15d6 урона некротической энергией; “привязывание” себя к игровому персонажу так, что этот персонаж получает половину урона, который наносится личу; восстановление ячейки заклинаний.

Что мы имеем, так это образ создания, которое не имеет причин боятся кого-либо или чего-либо. По крайней мере известных ему, созданию, причин.

Что если лич думает, что вы можете стать угрозой однажды? Тогда он вас уничтожит до того, как это случится.

Может ли лич вас использовать? Если может — использует, до того момента как вы не перестанете быть полезным. Также вы можете оказаться полезней мёртвым. Или в виде нежити.

Что, если лич не может найти вам применение? Тогда, если это в каком-либо виде способствует его планам, он вас аннигилирует не задумываясь. Иначе же вы не имеете для него значения.

Что если вы нравитесь личу? Нет. Личу никто и ничто не нравится.

Хорошо, заклинания. Для столь мощного заклинателя лич имеет странную нехватку ячеек с 6-го уровня и выше — по одной на уровень с 6-го по 9-ый. И он не станет их использовать для усиления низкоуровневых заклинаний, а сохранит их для заклинаний этих уровней.

  • Слово силы: смерть[18]Power word: kill — это ядерная опция лича. Он может произнести его всего один раз. Как же он выбирает цель дль оного? Забавный факт: Заклинание автоматически воздействует на любую цель со 100 хитами или меньше, и автоматически проваливается в ином случае. На тех уровнях, на которых игровые персонажи с уверенностью могут пойти на лича кто из них будет иметь 100 или менее хитов? Хрупкие заклинатели, кто же ещё, по крайней мере до тех пор, пока битва не бушует какое-то время. И кого же лич может считать наиболее компетентными соперниками себе? Опять же других заклинателей, особенно — других волшебников[19]wizards. Так что приоритетной целью для этого заклинания станет волшебник с наибольшим уровнем в составе группы, за которым последуют колдун[20]warlock или драконий чародей [21]draconic sorcerer наивысшего уровня, а за ними — жрец, друид[22]cleric, druid или же второй-по-высоко-уровневости волшебник или колдун, смотря кто из них на этот момент представляет наибольшую угрозу и имеет 100 или менее хитов. Почему не чародей дикой магии[23]wild mage sorcerer? Потому что для лича чародей дикой магии не “настоящий” маг, а всего лишь какой-то выскочка, панк! Он не испытывает ничего, кроме презрения к чародеям дикой магии и отказывается признавать их достойными умерщвления одним-единственным словом. Только если он уже вынес “настоящих” заклинателей в группе, или же оных не было изначально, лич может подумать о применении слова силы: смерть на игрового персонажа не являющегося заклинателем, или же являющегося полу-заклинателем или чародея дикой магии.
  • Подчинение чудовища[24]Dominate monster воздействует на любое видимое существо в радиусе своего действия, не обязательно “чудовища”. Так как велика вероятность того, что всё ещё не подконтрольных личу чудовищ в его логове может не найтись, он наложит это заклинание на игрового персонажа, которого он считает, что ж, давайте не будем давать этому обозначению красивой обёртки, “никем”. Но сильным никем, со средней или ниже среднего Мудростью, что способствует вероятности его или её подчинения, и достаточно способного, чтобы послужить личу. Волшебники — это соперники для умерщвления; атакующие же воины[25]fighters — для подчинения и боя со своими былыми компаньонами. (Личи достаточно умны для того чтобы знать, что варвар берсерк в состоянии ярости[26]raging berserker barbarian не может быть очарован; так что он даже не подумает совершать ошибку и попробовать подчинить такого.)
  • Слово силы: оглушение[27]Power word: stun — это временная мера, которая воздействует на любую цель со 150 хитами или менее или же автоматически проваливается при большем здоровье, требует спасбросок Телосложения для сопротивления эффекту, таким образом не будет хорошим выбором против воина рукопашника высокого уровня. Если же в группе игровых персонажей присутствует стеклянная пушка [28]glass cannon — то он или она станет идеальной целью для этого заклинания.
  • Перст смерти[29]Finger of death — другой потенциальный истребитель стеклянных пушек, но также имеет применение против более крепких целей, которые понесли значительный урон, так как оно наносит в среднем 30 хитов урона даже на успешный спасбросок. (При проваленном спасброске оно в среднем наносит 61 хит урона.) Вдобавок, если персонаж именно убит этим заклинанием — подразумевая избыточный урон, более требуемого для сокращения здоровья до 0 хитов, который должен быть равен или превосходить максимальное здоровье этого персонажа — его или её труп восстаёт как зомби, нанося дополнительный удар под дых при уже и без того катастрофической потере. Так что вероятно лич будет выжидать до того момента, как сможет наверняка прикончить кого-то этим заклинанием.
  • Уход в иной мир[30]Plane shift — это не необходимая лазейка для отхода, так как лич также имеет в запасе низкоуровневую переносящую дверь[31]dimensional door и больший запас ячеек 4-го уровня, чем 7-го. С большой вероятностью, если лич таки применит это заклинание, это для изгнания персонажа игрока на иной план. Оно требует спасброска Харизмы, и мы все знаем как часто Харизма выступает в роли мусорного стата [32]dump stat
  • Распад[33]Disintegrate наносит в среднем 75 хитов прямого урона при проваленном спасброске, но при этом ничего на успешном. Из чего следует, что лич не станет тратить данное заклинание на персонажа имеющего шанс сделать свой спасбросок Ловкости [34]Dexterity. Вместо этого он запасёт это заклинание для очевидно неуклюжей цели или же неживых преград, или же чтобы сносить созданные магией силовые поля.
  • Сфера неуязвимости[35]Globe of invulnerability — это способ лича показать более слабым заклинателям насколько они никчёмны. Оно требует концентрации для поддержания, что делает его несовместимым с другими заклинаниями лича требующими поддержки, а именно облако смерти и наблюдение[36]cloudkill, scrying. Следовательно он будет применять его в зависимости от ситуации, а не как обязательную часть своей защиты.
  • Облако смерти — это поддерживаемое заклинание требующее концентрации, которое создаёт движущееся облако ядовитого газа 40 футов в диаметре и наносящее в среднем 22 хита ядовитого урона существам провалившим спасбросок Телосложения  и половину этого тем, чей спасбросок был успешен. Он может наложить его трижды, но стоит иметь ввиду, что оно несовместимо со сферой неуязвимости.
  • Наблюдение — одно из забавных заклинаний в его арсенале. На первый взгляд кажется, что оно не влияет на бой, но только до того момента пока вы не осознаете, что оно позволяет вам швырять заклинания за угол. Оно требует концентрации, что делает его несовместимым со сферой неуязвимости
  • Усыхание[37]Blight наносит в среднем 36 хитов прямого урона некротической энергии существам, которые проваливают свой спасбросок Телосложения, и половину этого на успешный спасбросок. Но оно обладает малым радиусом поражения, только в пределах 30 футов вокруг заклинателя. Лучше ли оно чем Парализующее Касание лича, имеющее +12 на попадание, наносящее в среднем 10 хитов урона холодом при попадании и обладающее высоким шансом парализовать цель на один или более раундов? Я думаю что да, учитывая, что паралич также требует спасбросок Телосложения.
  • Переносящая дверь — это средство отступления лича в случае, если невидимость [38]invisibility не может с этим совладать. Он всегда будет держать наготове одну ячейку заклинаний 4-го уровня про запас для этого заклинания. Да, он может пережить падение своего здоровья до 0, но это такая морока.
  • Восставший труп[39]Animate dead хорош только тогда, когда вы находитесь подле этого самого трупа для дальнейшей анимации. Пфф. Конечно, если вы только что создали одно тело…
  • Контрзаклинание[40]Counterspell — это одно из трёх заклинаний в книге лича неистово соревнующихся за право быть использованным. Если лич поддерживает сферу неуязвимости — то контрзаклинание бесполезно, заклинания низкого уровня не могут пройти сквозь сферу. Но если оная не поддерживается — то контрзаклинание необходимо для отбивания нацеленных в лича заклинаний.
  • Рассеивание магии[41]Dispel magic — ещё одно из заклинаний участвующих в вышеуказанном конкурсе для заклинаний 3-го уровня. Если игроки находятся под усиляющим воздействием заклинания 3-го или более низкого уровня, то стоит оное сбить. Даже с бонусом +5 к модификатору Интеллекта шансы лича снять заклинание 4-го и более высоких уровней не столь велики, в пределах шанса 50 на 50, и лич поостерегётся тратить ячейку на заклинание без как минимум шанса успеха в 2 к 3. Но слотов более высокого уровня недостаточно для усиления этого заклинания.
  • Огненный шар[42]Fireball — вот он, прямой урон со спасброском по Ловкости, которого мы все ждали! Скомбинируйте нескольких персонажей обездвиженных Парализующим Касанием со словом силы:оглушение, после сбросьте на полученную массу огненный шар и вуаля — барбекю из приключенцев. Лич не обладает лучшим атакующим комбо, чем это. Стоит ли усилить огненный шар используя ячейки заклинаний 4-го или 5-го уровней? По-моему, не особо: каждый последующий уровень добавляет только 2 или 3 хита ожидаемого урона за цель в зоне взрыва, и каждая потраченная ячейка высокого уровня — это на один шанс меньше для наложения облака смерти, наблюдения или усыхания. Но по-настоящему это зависит от состава группы. Огненный шар лучше работает против группы с высоким Телосложением и низкой Ловкостью. Против групп с низким Телосложением и высокой Ловкостью облако смерти и усыхание более эффективны. Если группа хорошо сбалансирована, то лич сконцентрируется на вырубании “настоящей” угрозы: заклинателей.
  • Обнаружение мыслей[43]Detect thoughts не имеет боевого применения.
  • Невидимость — это то заклинание, которое лич произнесёт лишь тогда, когда ситуация уже складывается до невозможного плохо. Он расценит наложение оного заклинания необходимым только тогда, когда будет серьёзно ранен (здоровье упало до 54 хитов или ниже) и ещё не готов признать поражение в битве. (Если же он думает, что ему действительно пора смываться, вероятнее всего потому, что персонажи могут обнаруживать невидимых существ, то он использует переносящую дверь.) Тем не менее он сохраняет одну ячейку 2-го уровня под это заклинание, просто на всякий случай.
  • Мельфова кислотная стрела[44]Melf’s acid arrow — паршивое заклинание, и это не в духе лича держать его наготове.
  • Отражения[45]Mirror image, по мнению лича это не более чем балаганный фокус. Но если группа умудрится нанести личу хотя бы среднего уровня урон (41 хит или более) за один раунд, то он быстро пересмотрит своё предубеждение.
  • Обнаружение магии[46]Detect magic — серьёзно?
  • Волшебная стрела[47]Magic missile — если лич пал настолько, что применяет магическую стрелу, то битва уже настолько до смешного затянулась, что её можно сравнивать с дракой из Чужих среди нас между “Буяном” Родди Пайпером и Китом Дэвидом. Не имеет смысла в наложении на более высоком уровне.
  • Щит[48]Shield, с другой стороны настолько же привычен и автоматичен для волшебников, как отдёргивание ноги назад, когда вы роняете ножницы. Он будет применять его как реакцию, когда атакующий пробросит на попадание где-то между 17 и 21 (с модификаторами) или использует магическую стрелу.
  • Волна грома[49]Thunderwave — могу представить применение этого заклинания на каком-то абсурдно высоком для него уровне, скажем 4-ом или 5-ом, для предотвращения приближения рукопашных бойцов к себе. Но давайте рассуждать здраво: оно требует спасброска Телосложения для сопротивления эффекту. Очевидно то, что рукопашные бойцы будут иметь высокое Телосложение. Даже на 4-ом или 5-ом уровне волна грома никого не впечатлит, не с ожидаемым уроном от 14 до 18 хитов. Сравните это с легендарным действием лича Разрушение Жизни, которое наносит примерно те же повреждения всем в радиусе 20 футов, и тогда то, что это заклинание вообще попало в книгу заклинаний лича начинает выглядеть комичным.
  • Волшебная рука и фокусы[50]Magic hand, prestidigitation) — только если лич настолько не впечатлён игровыми персонажами, что пожелает потратить … Continue reading? Значит этот обладает мозгами и его следует устранить как можно быстрее.

    Это всё подразумевая, что лич будет действовать раньше, чем кто-то из игровых персонажей. Если же игроки ходят первыми, то лич ответит на дальнобойную атаку с расстояния 60 футов или ближе заговором луч холода (это задействует одно легендарное действие), а на рукопашную атаку — Пугающим Взглядом (это задействует два легендарных действия), так как атакующие лича вблизи вероятнее имеют больше Телосложения, чем Мудрости. Вторая атака в рукопашной оставит лича без необходимого числа легендарных действий для ещё одного Пугающего Взгляда, так что он дождётся своего хода для ответного удара в виде наложения усыхания. Третья рукопашная атака требует более серьёзных действий, нежели усыхание, так что лич наложит облако смерти на свой ход с последующим легендарным действием Разрушения Жизни в конце хода следующего персонажа если он находится в окружении трёх или более рукопашных бойцов, или же четыре или более врагов любого типа находятся в пределах 20 футов от него.

    Его действия на последующих раундах зависят от того, какого рода противники ему противостоят. Точнее, как он определяет на какие заклинания тратить его ячейки заклинаний 6-го, 7-го или 8-го уровней?

    • Кто причиняет личу больше проблем: заклинатель с высокой Мудростью и низким Телосложением или же рубака с низкой Мудростью и высоким Телосложением? Если первый — то его нейтрализуют словом силы: оглушение. Если последний — то его берут под контроль используя подчинение чудовища. (Когда сомневаетесь — склоняйтесь в сторону подчинения чудовища — и после пошлите этого рубаку на некогда союзного творца заклинаний).
    • Кто доставляет личу больше проблем: воин, варвар или следопыт[51]ranger  с высокими параметрами здоровья и низкой Харизмой, или же обладающий низким Телосложением персонаж наносящий высокий урон, уже получивший один-два удара? Если один из первых — используйте уход в иной мир чтобы сослать оного на Танатос (или же, если лич обладает больным чувством юмора, на любой план бытия с мировоззрением противоположным персонажу, см. стр. 58 Руководства Мастера[52]Dungeon Master’s Guide). Если последний, то применение перста смерти должно помочь устранить данную проблему. (Когда сомневаетесь — склоняйтесь в сторону перста смерти. Единственное верное решение против стеклянной пушки — разнести её вдребезги.)
    • Что причиняет личу больше проблем: группа настойчивых заклинателей закидывающих его заклинаниями низкого уровня, барьер, созданный магической силой, или же медлительный, неуклюжий рубака? Если первые, и облако смерти уже было применено, то пора использовать сферу неуязвимости. Если же что-то из последних двух — устраните это неудобство распадом. (Когда сомневаетесь — склоняйтесь в сторону сферы неуязвимости, так как её эффект можно поддерживать.)

    Если же ничто из вышеперечисленного не представляет в данный момент особых проблем для лича, то он тратит действие на наложение подходящего ситуации заклинания низкого уровня. Огненный шар — это оружие выбора если два или более противников лича уже парализованы, более того если он может задеть взрывом хотя бы четырёх персонажей; усыхание применяется против целей с высоким приоритетом менее чем в 30 футах от лича, но вне зоны досягаемости рукопашной; рассеивание магии применяется для снятия усилений низкого уровня с персонажей; отражения если игровые персонажи ранят его хотя бы на среднее количество урона (41 хит или более) в любом из раундов боя.

    И если никакая из данных ситуаций не применима? Тогда лич сфокусирует внимание на цели, которую считает наибольшей угрозой для себя — это персонаж с наивысшим Интеллектом, сниженным на -2 для полу-заклинателей и на -4 для не заклинателей (и чародеев дикой магии). Если он уже находится в зоне досягаемости рукопашной со своей избранной целью, то он Атакует (действие) Парализующим Касанием. Если он не в рукопашной с оной, но в зоне рукопашной с другими персонажами, то он использует Отход (действие) и на всей доступной скорости продвинется к приоритетной цели, входя в зону рукопашной с оной если имеет такую возможность. Если же он вообще не находится в рукопашной с кем-либо, то он тратит всё доступное ему движение на приближение к цели, после Атакует (действие) Парализующим Касанием если может достать; если не может, но находится на расстоянии 30 футов, то накладывает  усыхание; и если находится на расстоянии от 30 до 60 футов от цели, то накладывает луч холода. Если ему не требуется использовать Отход и цель находится в более чем 30 футах от него, он использует своё действие Рывка[53]Dash. Лич готов пожертвовать атакой на свой ход, так как легендарные действия дают ему возможность атаковать на чужие ходы.

    Что касается легендарных действий, как ранее было замечено, он применяет легендарное действие Разрушения Жизни при первой возможности если он окружён тремя или более рукопашными бойцами, или же если четверо или более противников любого типа находятся в пределах 20 футов от него. Если таковых нет, но персонаж с низкой Мудростью заканчивает свой ход в 10 футах от лича, то он использует на него или неё Пугающий Взгляд (если он не провалился против данного персонажа ранее). Если ничего из вышеперечисленного не происходит, но персонаж заканчивает свой ход в зоне досягаемости рукопашной лича, то последний использует Парализующее Касание против такого персонажа. И если ничего из вышеперечисленного вновь не применимо, и количество персонажей которые ещё не сходили меньше или равно числу легендарных действий, которые лич всё ещё может предпринять, то он накладывает луч холода на цель в зоне досягаемости.

    Напоследок, ещё имеются его действия логова: каждый раунд он выбирает одно для применения на инициативе 20, никогда не применяя одно и тоже действие два раунда подряд. Он использует действие логова “бросьте d8, восстановите ячейку заклинаний” после применения им каждого заклинания 6-го, 7-го или 8-го уровней. В иных ситуациях он применяет то одно, то другое из иных доступных ему действий, используя оные против врага которого считает наиболее приоритетной целью, отдавая предпочтение действию логова “связывающей нити”[54]grounding tether если находится в зоне досягаемости рукопашной любого из игровых персонажей и действие логова “некротических явлений”[55]necrotic apparitions в иных обстоятельствах.

    Лич всегда сохраняет одну ячейку заклинаний 2-го уровня и одну ячейку 4-го уровня про запас: первую — для  невидимости, если его здоровье упадёт до 54 хитов или ниже и он раздумывает об отступлении, и последнее — для переносящей двери, на те случаи, когда невидимости недостаточно.

    Каждое противостояние с личем на его условиях должно быть разочаровывающим и не приносить удовлетворения, и завершаться побегом лича. Вы желаете уничтожить лича? Не думайте о том, чтобы биться с ним и вместо этого сразу же идите за его филактерией. Когда игровые персонажи окажутся рядом с ней — лич тут же покажется и использует весь арсенал своих возможностей для её защиты. И тогда, если игровым персонажам это[56]достижение местоположения филактерии окажется под силу, то дело в шляпе — лич не может бежать зная, что если он сбежит, то никто и ничто не остановит их от уничтожения его филактерии. Он будет сражаться до её уничтожения, и с уничтожением филактерии его не станет.

    Автор — Кит Амманн, ссылка на блог — здесь

    Перевод — KazeDao

    Сноски

    Сноски
    1 чесотка
    2 сленговое слово, означающее отвращение или грязь
    3 означает “я”, произносится как ихх, подобно шипению кошки на конце
    4 Advanced Dungeons & Dragons
    5 charmed, frightened, paralyzed or poisoned
    6 exhaustion
    7 truesight
    8 Perception
    9 Legendary Resistance
    10 Turn Resistance
    11 спасбросок Мудрости
    12 Rejuvenation
    13 horcrux
    14 Frightening Gaze, Disrupt Life
    15 Paralyzing Touch attack
    16 cantrip
    17 ray of frost
    18 Power word: kill
    19 wizards
    20 warlock
    21 draconic sorcerer
    22 cleric, druid
    23 wild mage sorcerer
    24 Dominate monster
    25 fighters
    26 raging berserker barbarian
    27 Power word: stun
    28 glass cannon
    29 Finger of death
    30 Plane shift
    31 dimensional door
    32 dump stat
    33 Disintegrate
    34 Dexterity
    35 Globe of invulnerability
    36 cloudkill, scrying
    37 Blight
    38 invisibility
    39 Animate dead
    40 Counterspell
    41 Dispel magic
    42 Fireball
    43 Detect thoughts
    44 Melf’s acid arrow
    45 Mirror image
    46 Detect magic
    47 Magic missile
    48 Shield
    49 Thunderwave
    50 Magic hand, prestidigitation) — только если лич настолько не впечатлён игровыми персонажами, что пожелает потратить действие чтобы похлопать их плечи с целью произнести:”Бу, посмотри что за спиной!”
  • Луч холода, с другой стороны, это по-настоящему истинно боевой заклинание, когда его использует заклинатель 18-го уровня, нанося 4d8 урона холодом и сокращая скорость движения цели на 10 футов. Для заговора, который не тратит ни одной ячейки заклинаний это в общем и целом не плохо.
  • Заметили, что чего не хватает? Бонусных действий. Лич обладает легендарными действиями, и он может накладывать щит и контрзаклинание используя реакцию, но на свой собственный ход он может сделать только одну вещь, и эта вещь — это Парализующее Касание или же наложение заклинания. Если он хочет сделать и то, и другое, то ему придётся произнести заклинание на свой ход и после потратить два легендарных действия на Парализующее касание. Если лич и обладает какой-то слабостью, то вот она — он медлителен, и он обладает большим количеством опций чем возможностей применения оных.

    Вообще-то лич обладает ещё одной слабостью, и это его высокомерие. Когда игровые персонажи встретятся с ним, если конечно уже не произошли события, показывающие личу, что они — это сила, с которой стоит считаться, то поначалу он не поверит, что они представляют какую-либо опасность для него, так что он не начнёт тут же разбрасываться заклинаниями с 6-го по 9-ый уровень (напоминаю, что каждое из них он может наложить только один раз).

    Так что же лич при начале боестолкновения сделает в первую очередь? Это зависит от того, сколько игровых персонажей ему противостоит и где они находятся, но с большей вероятностью — он начнёт бой с наложения облака смерти. Облако газа имеет 40 футов в диаметре, и сам по себе лич иммунен к урону ядом, так что он наложит это заклинание в эпицентре событий, доводя до максимума время которое игровые персонажи, в особенности те, кто может пойти на него врукопашную, должны провести в оном. То, как персонажи отреагируют на это заклинание покажет личу, на что они способны. Есть ли среди них те, кто менее подвержен облаку, чем другие? Вероятнее всего это те, кого в дальнейшем не следует выбирать целью заклинаний основанных на спасброске Телосложения. Есть ли среди них заклинатель, противодействующий облаку смерти с помощью контрзаклинания, рассеивания магии или порыва ветра((gust of wind

    51 ranger
    52 Dungeon Master’s Guide
    53 Dash
    54 grounding tether
    55 necrotic apparitions
    56 достижение местоположения филактерии