Перевод небольшой заметки из экономической теории, посвященной интересному с точки зрения монетизации виду благ — «товарам Гиффена».
Что такое «товар Веблена»
Это товар, спрос на который растет, если растет цена, благодаря его эксклюзивности и тому, что он представляет собой символ статуса. Товар Веблена, как и товар Гиффена, имеет положительный наклон кривой спроса, которая движется противоположно типичному отрицательному наклону. Однако обычно товары Веблена обладают высоким качеством и привлекательностью, в отличие от товаров Гиффена, которые являются малоценными товарами, которые не имеют легкодоступных заменителей. Таким образом увеличение спроса на товары Веблена отражает вкусы и предпочтения потребителя, в то время как повышенный спрос на товары Гиффена является лишь дополнением к росту цены. Термин получил название по имени американского экономиста Торстейна Веблена, который известен введением понятия «демонстративное потребление».
Разбирая эффект Веблена
Товары Веблена – достаточно обычное явление, в отличие от товаров Гиффена, которые неуловимы и их довольно трудно определить, — это могут быть дизайнерские украшения, дорогие часы и машины класса люкс, товары, которые принято считать «эксклюзивными», или которые придают успешный вид, все они могут быть названа товарами Веблена. Целевыми покупателями таких товаров в целом становятся богатые люди, товары обладают ярко выраженной брендовой принадлежностью, которая ассоциируется с элитностью и чаще всего продаются в дорогих бутиках, а не в обычных магазинах.
Товары Веблена из-за эффекта сноба противоречат базовому закону спроса, который гласит что величина спроса обратно пропорциональна цене. Если цена желанного и дорогого продукта повышается, это может увеличить его привлекательность для потребителя, озабоченного своим статусом, поскольку он будет точно недоступен массовому покупателю. Но если цена на такой товар понижается, эффект сноба приведет к тому, что он станет менее привлекательным для покупателей, обеспокоенных своим статусом, тем не менее оставаясь слишком дорогим для массового потребителя. Средний спрос таким образом будет снижаться с понижением цены, вместо того, чтобы подниматься.
Хотя не существует никакой особой грани, отделяющей обычные товары от товаров Веблена, можно предположить, что цена товаров Веблена обычно на порядок выше, чем у товаров того же класса. Например, возьмем часы, качественные часы широко доступны менее чем за 100 долларов, но, чтобы стать товаром Веблена, на этикетке с ценой появится 4-х, 5-ти и даже 6-тизначное число.
07/11/2016 в 11:49
хорошее описание, спасибо.
и это вроде более актуально , чем эффект Гиффена, который еще и попробуй воспроизведи в компьютерных играх
08/11/2016 в 15:10
Всегда пожалуйста!