Космология сорокотысячника — штука запутанная. Тут и “что есть душа?”, и “откуда берутся имперские святые и как работает их чудеса?”, и “каким свойствами обладает варп?”, и “почему вебвей — варп но не варп?”, и многое другое. Каждый поклонник сеттинга рано или поздно приходит к своему списку подобных вопросов и, в попытке дать на них ответ, неизбежно выходит за рамки самой вахи. В очередном споре мы с коллегами попытались подумать о таких вопросах сквозь призму магов нового мира тьмы. 

Чтобы наши рассуждения были понятны без знакомства с первоисточником, я дам краткий экскурс в “а что там у магов?” для любителей вахи и “что там в вахе?” для любителей магов. Все будет ну-очень-супер-пупер-поверхностно, разумеется. Если вас заинтересуют маги — велкам читать оригинал вот здесь или куда более подробные, полные и точные статьи Архонта вот здесь. Если вас заинтересует ваха — то велкам начать с моих любимых русскоязычных стримов “Экспедиции Альфария” вот здесь

В магах все сущее — и звезда какая, и маленький микроб, и ощущение радости, и гипотетическая возможность измениться — описывается через десять “аркан”. Знакомым с программированием людям куда проще представить конструкцию через объекты и классы. И функционально каждый маг работает с несколькими из них. Прямо переписывая на лету реальность.Там много ограничений, поэтому наиболее наглядным будет представить магов как пользователей программы, запустивших ее из редактора, с доступом к инспектору \ блюпринтам. Могут прикрепить компонент “вносит дамаг” освещению в этой локации или убрать компонент “хп” у вот этой штуки, сделав ее иммунной к дамагу. Наиболее крутые маги — архимаги — прямо тру-программисты. Могут писать новые классы. Добавлять функционал своим коллегам, так сказать. Но хоть крутилка, хоть новый класс все еще будут описаны сочетаниями разных эффектов этих 10 аркан. 

В космологии магов сущее делится на тру, не тру, и анти-тру. Тру — автономные планы существования с явно выраженными главными принципами одной из аркан (в стигии — пространстве арканы Смерти — “души” проходят “перековку”, прежде чем отправиться на новый круг, например). Для каждой арканы есть свое тру-пространство. 10 аркан — 10 пространств. Их настоящие обитатели также воплощают разные принципы этих аркан и очень круто ими пользуются. А каждый спелл вообще — это проявление этой трушности.

Не тру — это бренный материальный мир. То место, где живут нормис, где вампиры, где вообще всё. И маги в том числе. Называется этот пласт мироздания “Падшим” миром. Потому что является ущербным во всем по отношению к любому из тру-пространств и собран из их “отражений” и “убогих подобий”. Ну типа в падшем мире время течет только одним потоком и только в одну сторону, вот жеж хрень, не то что в Аркадии. Когда маг становится ну очень-очень крутым — архимагом — он перестает быть существом Падшего мира. Становится настолько трушным, что уже не помещается в обычное материальное. Но может создавать слепки себя, эдакие магические констракты, сохраняющие часть паверов крутана и выполняющие четкий приказ. 

Анти-тру — это бездна. Хрень, которая как антиматерия, но жрет не только материю, а вообще все. Абсолютно антогонистичная ерунда, которая что-то делает со всем, с чем соприкасается, сразу на всех уровнях. Может покорраптить и место, где произошел прорыв бездны, и тех, кто был рядом, и мысли, что они думали, и идеи, ради которых они там были, и потенциальное влияние их на глобальный гобелен судеб — вообще все. 

Самый простой способ это представить — подумать о темплейтах, используемых в геймдеве. Есть темплейт про, скажем, судьбу. Аркана Fate, все дела. И в нем заботливыми программистами собрано, доведено до рабочего состояния и наглядно проиллюстрировано вообще все, чем и как может пользоваться аркана судьбы. Это — тру. Есть коряво собранный из кусков разных темплейтов кадавр, в котором половина не работает, половина работает не так как надо, никто не ведет документации, никто не может спрогнозировать ничего толком, эдакий продакшн. Это — не тру. Падший мир. И есть поломанные темплейты с префиксами “не работает”, “не трогать”, “не поддерживается”, из которых кто-то на кой-то черт протянул ссылки на прод, и как только они вызываются — начинаются адские баги. Это бездна. 

В контексте нашего разговора особенно интересны нам два тру-пространства. Первое — аркана Разума, Астрал. У каждого мыслящего существа есть его подсознание или его аналог. Мы, например, когда спим, с кусочком этого подсознания сталкиваемся чуть более осознанно, чем обычно. Вот совокупность всех этих кусочков всех мыслящих существ и образует Астрал. Там много отдельных интересных штук так то, вот ссылка на книгу конкретно про Астрал, но сейчас важно другое. Коренные обитатели этого пространства — Гоэтии — являются воплощениями мыслей, идей, концепций. И в рамках этой своей концепции могут творить грязь грязную. Помните как человек-бензопила охотился за демоном Оружия? Этот демон вполне себе мог бы быть представлен в виде соответствующей гоэтии. 

Второе — аркана Прайма. Этер. Прайм как аркана отвечает за трушность. Серьезно. Сделать что-то более трушным — это как раз про прайм. Сделать правду такой правдивой, чтобы от нее тут же что-то делать начинали, например. В том числе и про “сделать Падший мир чуть менее падшим”. Коренных обитателей Этера зовут ангелами, у них репутациях судий и апологетов, их для этого и призывают в основном. Используемый нами в примере выше демон Оружия мог бы быть и ангелом и Этера, например. 

Третий принципиальный момент из магов, который важно учесть — это “проклятья Спящих”. Простые смертные не просто не понимают, не просто не замечают, не просто находят удобные объяснения когда сталкиваются с любыми проявлениями трушности — нет, они прямо корраптят их. Сама натура “Спящих” — тех, кто не пробудился, маглов, простых людей — отягощена несколькими плохими свойствами. Одно из которых буквально заставляет их уходить в тотальный игнор, который даже чтением памяти не пробивается. А второе — второе повышает шанс того, что бездна прорвется в мир и как минимум исковеркает то, на что обратил внимание спящий, как максимум — откроет стабильный двухсторонний портал в бездну. Где-то в промежутке изменения свойств спелла, призыв тварюг разномастных и прочие неприятные аое эффекты. В сеттинге магов это называется парадоксом и маги, которые хотят кастануть покруче не думая о последствиях, могут и без спящих этот парадокс словить. 

Никакие “специальные” обитатели Падшего мира при этом не обладают таким эффектом. Вампир не забудет мага. Оборотень, смотрящий на мага во время каста, шанс парадокса никак не повышает. А спящие эти свои проклятья не теряют даже когда оказываются без души. 

А теперь давайте про ваху. У нас есть материальный мир и “хаотичное измерение без времени и пространства, где отражаются эмоции и чаяния всех живых существ” — варп. Благодаря этому измерению люди смогли преодолеть световой барьер. Когда-то давно это пространство было спокойным, а потом стало ну очень опасным. Таким, что без специально выведенных мутантов с абилкой “из этого мира смотреть туда” путешествие через варп становится суицидальным. 

В этом самом варпе много всякой хтони. Которая времени от врени приобретает осознанность и начинает влиять на простых людей. Штуки всякие им нашептывать. Секреты раскрывать. С практически гарантированными побочками в виде мутаций и потери рассудка. И даже открытия стабильных врат между варпом и материальным миром. Через который обитатели имматериума гордо проходят и устаривают массовый дестрой. 

Среди всего имматериального зоопарка выделяются несколько сущностей, являющихся воплощениями сложных концепций. Боги Хаоса. Нургл, Тзинч, Кхорн, Слаанеш. Каждые черпают силу от того, что разумные существа испытывают связанные с ними эмоции. Последняя и вовсе появилась от особенно угарной вечеринки одной там древней расы. Эта четверка — самые активные аниматоры на празднике жизни сорокового тысячелетия. Но другие проявления других эмоций как-то не спешат появлятся, и нет ни одного известного проявления концептов хоть сколько-нибудь положительных. И где-то сбоку \ над ними есть еще и Хаос Неделимый. У которого и свои чемпионы, и свои активности, и свои дары, да вот только нет никакой связи с переживаниями разумных и поклонением. 

Все мироздание вахи испещрено “предтечами, которые куда-то ушли, вот только руины и остались” (тех, кого выкосили, куда больше, разумеется), вплоть до того, что есть буквально Древние. Которые вовсю создавали разумные расы, сеяли доброе-вечное, использовали энергию варпа для колдовства и других этому учили. И воевали с другими дедами — КТанами. Которые с варпом вообще никак работать не умели, но в материальном мире в аое масс-эффектами за милу душу кидались, каждый — по своей специфике. 

И есть в вахе замечательный дядя со скромным именем Император. Известный тем, что появился как результат коллективного каста ну очень большой группы ну очень крутых колдунов, потом много тысячелетий чем-то занимался, а потом пришел буквально объединять человечество с помощью бессмертия, всезнания, провидения будущего, сверхинтеллекта и харизмы. А еще тем, что он создал несколько дядек по своему образу и подобию, но калибром поменьше, каждому выделив какую-то часть себя как доминантную черту личности. 

Собственно, к заключению. 

Сам Имматериум в такой параллели можно представить как Астрал. Это объяснит и сильную взаимосвязь со снами, и влияние на то, какие концепты-идеи-изменения рождаются в сознании мыслящих существ, и ответит на вопрос “почему Импи насаждал суровой материализм и идеальный мир-храм безальтернативно под нож приказал пустить”. Более того, если добавить в этот Астрал прорыв Бездны, то это объяснит и все увеличивающееся количество псайкеров, и проявление в материуме великого разлома. От этого же станут более понятны все сложности полетов через варп на материальном корабле и великое множество самых разнообразных несчастных случаев, которые происходят в процессе. И разница навигаторов как тех кто только “видит и показывает”, и псайкеров как тех, кто буквально штуки “оттуда” притаскивает “сюда” тоже станет очевиднее.  

Более того, такое допущение позволит точнее понимать принцип работы богов хаоса, характер их взаимоотношений с паствой и принцип проявления. Достаточно представить великую четверку как гоэтий. Очень сильных, но все еще гоэтий. Кхорн не только про кровь, но и про доблесть, потому что битва — сложное, многогранное понятие, например. И его влияние, его дары могут быть куда шире и интереснее, чем “сильнее бей”. Из этой же параллели станет ясно, что справиться с ним на поле боя будет невозможно физически. И что остальные “гоэтии” из сохранения паритета вполне препятствовать самому факту возникновения битв. И почему планы Тзинча не срабатывают, например. 

Почему гоэтии вылезли в реальный мир, почему кусок Астрала вылез туда же, и как там оказалась бездна — интересный вопрос, достойный отдельной заметки, но даже без нее, учитывая всю разницу между Великой Четверкой и Неделимым, кажется что последнего можно представлять как сущность иного порядка. Например, как ангела. Ангела Хаоса. Который не проявляет себя нигде и никак, а вселенная только и делает, что воюют. У этого может быть много причин, но одна из напрашивающихся само собой — он воюет в Астрале. И поэтому в головах мыслящих существ и не появляется ничего кроме войны и хаоса. 

Ну и на сладкое. Великий преобразователь сущего, меняющий вселенную на базовом уровне — Император — кажется идеально подпадающим под то, как мы описывали магов. Это дает куда более полное понимание доступных Импи манипуляций реальности, особенно если почитать то, что делают арканы Разума, Времени, Прайма и Жизни. Как минимум, все его великие свершения, начиная от победы над драконом и заканчивая специальными, оставляющим убер-фулгурит молниями, могут быть без лишних проблем оцифрованы таким образом. 

Возможно, в будущем я напишу заметку о том, почему в данный момент Повелитель Человечества все еще не завершил восхождение к архимажеству (и почему Фулгрим оказался самым умным, но это не точно), почему примархи — ахематы (но не все), и как оцифровать перила через парадокс, но — это всё неопределенно, только вероятно. Как и само будущее в космологии магов. Майкдроп.