Перевод небольшой заметки из экономической теории, посвященной интересному с точки зрения монетизации виду благ — «товарам Гиффена». 

Что такое «товары Гиффена»

Товар Гиффена – это товар, спрос на который растет вместе с повышением цены и падает, когда цена понижается. Товары Гиффена имеют положительную кривую спроса, что противоречит базовому закону спроса, который гласит, что величина спроса уменьшается, если цена на товар растет, в результате чего получается отрицательно направленная кривая спроса. Товар Гриффена – это обычно простой продукт, не имеющий легкодоступных заменителей, в результате чего эффект дохода перевешивает эффект замещения. Товары Гиффена довольно редки, вплоть до того, что существуют споры о том, существуют ли они вообще. Термин получил название в честь экономиста Роберта Гриффена.

Разбирая «товары Гриффена»

Самый популярный пример товара Гриффена – ирландский картофельный голод в 19 веке. Во время голода, поскольку цена на картошку выросла, у обедневших покупателей почти не оставалось денег на покупку более питательных, но дорогих продуктов, таких как мясо (эффект дохода). Поэтому, хотя они бы предпочли купить больше мяса и меньше картошки (эффект замещения), недостаток денег заставил их покупать больше картошки, а не мяса. В этом случае эффект дохода перевесил эффект замещения, что является характерной чертой товаров Гриффена.

Однако критики этого классического примера замечают, что Ирландия в то время находилась в состоянии жесточайшего голода и что из-за недостатка картошки (что привело к повышению цены на нее) люди вряд ли могли покупать ее в больших количествах.

Более поздний, и возможно более удачный, пример товара Гриффена был предложен в работе экономистов из Гарварда Роберта Дженсена и Нолана Миллера в 2007 году. Они провели эксперимент в двух провинциях Китая: Хунане – где рис является основой рациона и в Ганьсу, где ту же роль выполняет пшеница. Случайно выбранные домохозяйства в обеих провинциях получили купон, оплачивающий покупку основного вида еды.

Экономисты получили веские доказательства эффекта Гиффена в провинции Хунань в отношении риса. Уменьшение цены на рис с помощью субсидии вызвало сокращение спроса домохозяйств на него, в то время как увеличение цены (с помощью устранения субсидии) имело противоположный эффект. Доказательства в отношении пшеницы были слабее, потому что 2 базовых условий для эффекта Гриффена полностью не наблюдалось, то есть что у основного вида еды должно быть ограниченное число заменителей, и что домохозяйства должны быть настолько бедными, что они потребляли бы только этот вид еды.

Become a Patron!