Выпуклое, запоминающееся, контрастное — произведение Креса выводит атмосферу «dark fantasy» на новый уровень. Мои коллеги постарались вычленить из него маркеры жанра и  удачные приемы повествования. 

Маркеры жанра:

  • Постоянное состояние войны с иной цивилизацией является привычным
  • Противоборство двух “мертвых” и обезличенных, использующих людей как пушечное мясо, божественных сил
  • Противостоящие силы являются похожими на людей, но, одновременно, чуждыми им — некоторые искаженные человеческие черты вызывают больший ужас, чем если бы они были совершенно другими
  • Натуралистичное описания внешности солдата после боя (остался один глаз, нос сломан и разодран, с виска свисает лоскут живой кожи…);
  • При виде чужака — алерца (его лица, мимики) — в голову армектанца приходит единственная мысль — “убить”. (Уничтожение, превращение этого лица в ничто — единственные способ восстановить равновесие)
  • Откровенная жестокость. Смерть, насилие не являются чем-то из ряда вон выходящим. Кровь, грязь, насилие и несправедливость в больших масштабах. Привычное и почти равнодушное отношение общества к смерти и страданиям. Как примеры: жесточайшая расправа над пленной алеркой как солдатская забава — надломили крепкий сук, чтобы он стал заостренным, и насадили пленную на него животом; “Возвращение” Биренетты — ей отрубили кисти, ступни, выкололи глаза, вырвали язык — солдаты нашли ее и принесли в деревню только для того, чтобы показать командиру. Биренетту тут же добили, чтобы не мучилась; матросы отрубают селянам руки мечами и топорами, насилуют женщин на глазах их детей, протыкают людям животы, разбивают головы
  • Относительность моральных категорий. Слово «порядочный» было одним из тех слов, которые означают столь много, что не значат практически ничего. Порядочность была понятием относительным, точно так же как добро, зло, справедливость… Понятиями этими можно было пользоваться, но серьезные дела следовало вершить в отрыве от всяческих догм
  • “На самом деле, потеря полутора или даже нескольких десятков маленьких селений на краю света никого в столице не волнует”. Мир существует по правилам, которые не учитывают добро, зло, смерть, справедливость, жизнь. Поэтому человек не является ценностью, его жизнь — ничто. Люди — пешки в игре высших сил, простому человеку недоступно понимание смысла их борьбы, их законов, да и вообще  — их существования. Все события, разворачивающиеся так ярко, так больно, так ощутимо — лишь заварушка на северной границе. Судьба, слезы, подвиги, жестокость, самопожертвование персонажей — ничто в сравнении с величием Империи и ее замыслами.

Удачные приемы повествования:

  • противодействие двух рас: людей и алерцев (Серебряного и Золотого племен). Племена также враждуют между собой. Люди и алерцы настолько чуждые, что вражда с ними воспринимается как нечто само собой разумеющееся
  • заключение договора с иной (ранее враждебной) фракцией, которое может закончиться как положительно, так и отрицательно для героя. Выбор героя о присоединении к той или иной силе (чуждой или привычной), взаимодействие с каждой из которых может привести как к победе, так и к краху
  • несознающий измену. Верный офицер переходит на вражескую сторону, но при этом он на все 100% уверен, что своими действиями в итоге поможет всем — и врагам, и товарищам. Однако по сути совершает предательство
  • скрытая интрига. Устами персонажа, которому симпатизируешь и доверяешь, излагаются ложные факты о намерениях алерцев. Чуть ли не до самой развязки ждешь подтверждения, что если не поверить этому персонажу, то придет апокалипсис. Но это лишь сюжетный ход, в конце которого выясняется, что автор играл с нами — реальное развитие событий видел другой персонаж, которого мы могли считать тупым воякой, идущим на смерть. Но прав оказался именно он
  • разговор с врагом на подобии общего языка. Оказывается, это возможно. Никто никогда не разговаривал с ними — их умели только убивать
  • разумны не только люди, но и коты, стервятники. Котов используют в войне — они воины наравне с людьми, следопыты. Они понимают речь, разговаривают. Они друзья и помощники людей. Коты ненавидят стервятников. Человек же не может сопротивляться силе голоса и взгляда стервятника
  • сверхрастение — гигантская лиана, закрывающая небо. Внизу, где корни, — лабиринты с лесами и рощами. Там множество опасностей
  • дурная аура, черные дни — неведомая сила, действующая на людей угнетающе (когда они попадают в определенную зону). Источник дурной ауры для людей — магическая статуя алерского чудовища (бог, заточенный в каменном идоле). В каменном идоле также находятся золотого цвета гранулы, питающие Ленты. По сути идол — мощный артефакт, предмет, вокруг которого строятся все взаимодействия — сражения, переговоры об отступлении или обмене
  • каста посланцев, которые “приняты” божеством, и в результате этого у них появляются необыкновенные способности и скиллы, но сложная философски-физиологическая система, не позволяющая им в полной мере это реализовывать
  • главный герой видит вещие сны (также как и несколько человек, которые видели статую). “Язык”, как область пространства, в которой происходит аномальное изменение психических реакций на происходящее
  • сражение с превосходящими силами противника, которое неожиданно оказывается только подготовкой к предстоящему сражению с еще более огромными силами. Посреди похода разведчик возвращается с новостями: у войска противника нет авангарда — приходится тут же менять все планы. Однако выясняется, что уничтоженный отряд — и был авангардом. За ним — основное войско, несколько тысяч единиц. Шок, страх. Молниеносное принятие решений. Партизанская вылазка превращается в оборону от тысячной армии противника
  • во главе патрульного отряда ублюдков и убийц очень красивая женщина, которую все боятся
  • бедственное положение одного из правящих в королевстве кланов, он и его двор практически нищие, хотя сохраняют былую гордость
  • жемчужина дома — невольница с неограниченными правами, очень ценна для хозяина, фактически является его заместителем в делах
  • пещера с опускающимся потолком (игра на время)
  • Брошенные Предметы. По сути — артефакты. Найти их можно в Дурном Краю, но это опасно, нужно пройти череду испытаний (например, сирены, охраняющие сокровищницы на островах в Дурном Краю). Есть хорошие предметы, есть темные. Они дают человеку сверхсилу, но для этого человек многим жертвует
  • Рубин Дочери Молний — темный Брошенный Предмет. Делает владельца невосприимчивым к усталости, боли, прибавляет здоровья, сил и ловкости (выпущенная в героя стрела не наносит ему никакого ущерба). Рубин убивает хозяина, если он делает слишком много добрых поступков
  • Рубин отдает дочери героя свою силу, фактически сливается с ней. Проклятие отца переходит на нее и ее детей, взрослеющих в три раза быстрее (возрастом практически как мать). Мать и дочери — воплощение рубина. Им не нужно дышать, есть, спать — без этого они могут прожить сотни лет. Убить их можно, отрубив голову. Но это лишь смерть тела — голова продолжает видеть, думать
  • ахалы — убийцы, рожденные в Дурном краю. Псы без души, созданные, чтобы повиноваться. Позволят хозяину даже сжечь себя живьем
  • герой отправляется в Дурной край за магом-пророком, с помощью которого надеется выстроить крепость за короткое время. В Дурном краю убийственная атмосфера и монстры, с которыми не до конца понятно, как бороться. В итоге только случайно брошенная реплика убеждает старца отправиться вместе с героем
  • пророк обманывает героя. Обман этот выглядит так правдиво, что герой долго и внимательно слушает, что он должен делать. Лишь потом выясняется: пророк преследовал какие-то свои цели
  • морские шакалы — рыбаки-грабители, убивающие команды застрявших на мели кораблей
  • сбившиеся в стаи одичалые псы, охотящиеся на скот и людей
  • бологи — псы размером с теленка
  • женщина легкого поведения оказывается организатором похищений. Она использует свое положение для добычи информации, у нее есть подконтрольные ей наемники, она способна спланировать большое дело. Герой хочет использовать ее для достижения тайных целей, но девушка обводит его вокруг пальца и заставляет раскрыть ей все секреты.
  • пленница и былое ничтожество, товар именно так она выглядела в глазах пиратов становится капитаном корабля, грозной женщиной, которую реально боится весь экипаж и поэтому слушается
Become a Patron!