Сделанный в 2014 году студией Just Add Water и опубликованный издателем Oddworld Inhabitants ремейк Oddworld: Abe’s Oddysee примечателен не только тем, что старый и заслуживший любовь миллионов геймплей пренесли на новую графику, но и тем, что это сделали идеально точно. С сохранением всех косяков оригинальной версии. Смогут ли старые проблемы в новой оболочке испортить удовольствие от игры в 2015 году? На этот вопрос пытались ответить мои коллеги.

Геймплей

плюсы

  • В игре достаточно много подсказок. Даже игрок с маленьким опытом без проблем сможет разобраться, что и как нужно делать.
  • При выборе уровня сложности игры есть подробное описание, чего стоит ожидать от каждого из них.
  • Периодически игрок проходит мимо табличек со статистикой: сколько всего рабочих еще можно спасти, сколько уже погибло, сколько спасенных. Также если дойти до таблички после активации чек-поинта, то рабочие перед чек-поинтом уже не респаунятся и сохраняются как спасенные (если были спасены, а не убиты или проигнорированы).
  • Статистические данные о прогрессе в игре (количестве рабочих) представлены как естественная часть игрового мира (экраны на заводе), что хорошо вписывается в геймплей и не прерывает его, в то же время давая нужные данные.
  • Благодаря обилию секреток, спрятанных объектов и других нетривиальных задач, игра как платформер требует от игрока не только ловкого прыганья и реакции, но и приложения умственных усилий.
  • Быстрое сохранение и загрузка очень сильно облегчают прохождение, игрок может быстро сохраниться в любом месте и так же быстро загрузиться на то самое место.
  • Наличие карт местности, для более удобного поиска не спасенных мудаконов (зоны в которых есть мудаконы отмечены на карте)
  • Некоторые загрузочные экраны отлично замаскированы. Например, перемещение между частями локации в большом вагоне-шаре, который движется по тоннелю, и камера показывает его с разных сторон, плавно катаясь вокруг.
  • Развитая механика передвижения (крадущийся, шаг, бег, перекат), что добавляет игре динамики.

минусы

  • Непонятен смысл некоторых чек-поинтов. При фейле они сохраняют расстояние, пройденное игроком, но не сохраняют прогресс — рабочих, которые были спасены до этой точки, снова надо спасать. Иногда нужно возвращаться чуть ли не к началу зала. То есть чек-поинт работает наоборот — должен помогать, но только затрудняет жизнь, заставляя проходить энкаунтеры в обратном порядке.
  • Не понятно к чему приведет спасение мудаконов, игрок только в конце игры узнает об этом. И если он их не спасал, концовка будет с плохими последствиями, что может разочаровать ожидания игрока.
  • В самом начале игра довольно жестоко учит обращению с интерактивными объектами: первый же рычаг, который игрок активирует, не зная для чего, открывает под коллегой главного героя смертельную пропасть.
  • Дополнительная сложность в игре — трудно запоминаемая архитектура уровней при отсутствии карты под рукой.
  • Хардкорное метание гранат. Начало прицеливания означает, что чека выдернута и гранату обязательно нужно бросить, иначе она взорвется в руках у персонажа. Так, на прицеливание дается минимум времени, притом что во многих местах целиться надо аккуратно.
  • Прохождение препятствий на уровнях не очевидно, притом что разных путей нет. Таким образом геймплей усложняется.

Интерфейс, управление

плюсы

  • Персонаж сам подстраивается для того, чтобы зацепится за верхнюю платформу — происходит небольшое смещение во время вертикального прыжка. Игроку не нужно вымерять все короткими шагами.

минусы

  • Некачественная локализация игры, обманывающая игрока. Там, где написано, что управление производится мышью, оно производится стрелками клавиатуры.
  • Просмотр карты возможен только на отдельных стендах. При этом у карты нет понятной легенды, не сразу ясно, что означают иконки.
  • Управление заточено под геймпад, на клавиатуре выполнять сложные комбинации очень неудобно при стандартных настройках управления (к примеру, переключиться на перекат в ускоренном беге — нужно задействовать три кнопки одной рукой)
  • Подсказки и философские строки, отображаемые на простых загрузочных экранах, почти невозможно успеть прочитать, потому что загрузка может длиться всего пару секунд, вообще не успеваешь воспринять информацию.

Анимации, графика

плюсы

  • Качественная графика с выдержанной и сбалансированной цветовой гаммой: мрачность обстановки не мешает игре быть яркой, яркость же не режет глаз и не мешает созданию атмосферы мрачной мультяшности.
  • Персонажи при помощи анимации транслируют игроку не только геймплейные моменты, но и эмоции (радость, страх, облегчение, недоумение), что делает картинку в целом более “живой” и улучшает атмосферность.
  • Предусмотренные игрой перемещения камеры, ее приближение и отдаление от главного героя, позволяют продемонстрировать больше деталей игрового мира.
  • Разные способы визуализации чек-поинтов: загорающиеся объекты, напоминающие лампы; смена портрета антагониста на портрет протагониста и др.
  • При подходе к стене персонаж не “идет в стену”, а совершает попытку ее толкнуть, то есть реагирует на преграду. Если вбежать в стену на скорости, персонаж ударится и упадет.
  • Детализация текстур очень качественная, а каждый персонаж (даже НПЦ) по-своему уникален.

минусы

  • К анимации персонажа привыкаешь не сразу — первые ощущения (что персонаж должен прыгать выше и дальше, двигаться быстрее и проворнее) не оправдываются, что создает вначале легкий диссонанс, к которому, впрочем, быстро привыкаешь и перестаешь ощущать.
  • Из-за переключения камеры не всегда понятно сможет ли игрок перепрыгнуть тот или иной обрыв.
  • Очень длительные анимационные переходы между локациями (не везде), которые нельзя пропустить.

Сюжет, нарратив, сеттинг

плюсы

  • Короткая, интересная, понятная и исчерпывающая предыстория, которая воспринимается скорее как мультфильм.
  • У главного героя и его друзей-рабов рот показательно зашит парой толстых ниток (не наглухо, разговаривать они все же могут). Как символ молчания, подчинения, рабства.
  • Сочетание сюжета о спасении рабов и их внешности, поведения, униженного положения и явной опасности способны вызвать иммерсию и эмоциональный отклик у игрока, что мотивирует его к выполнению игровых задач.
  • Юмористический стиль подачи и мультяшная отрисовка позволяют сгладить жестокий по своей сути сюжет и кровожадность сеттинга: на самом деле повествовательная линия при иной подаче была бы достаточно цинична, жестока и хоррорна и демонстрировала бы крайнюю степень выражения чисто потребительских ценностей общества без моральных устоев.
  • Качественно смонтированные синематики объясняют, что происходит с персонажем и рассказывают его историю.

минусы

  • Логически не обоснованный колоссальный разрыв между интеллектом главного персонажа (раба-уборщика) и его соплеменников, которые на его фоне выглядят инфантильными тупицами.

Звук

плюсы

  • Намеренно детско-писклявые голоса рабов-уборщиков. Это еще больше вызывает иммерсию, желание их защитить и спасти.