Доступный ответ на вопрос «что это за дота» и почему мы называем этот жанр так как называем. Некоторое количество игр, создавших этот жанр наравне с вальвовской дотой. И, конечно же, пролог к циклу статей Майкла Лоуэлла , посвященных деконстракту доты.

Много споров идет о том, как его называть — жанр компьютерных игр, принцип которого задала неофициальная карта Aeon of Strife в «Старкрафте», а популярным сделала карта Defense of the Ancients в Warcraft III, тоже неофициальная. Для части разработчиков название игры имеет маркетинговую важность, и это внушает фанатам чувство, что нужна оборона от чужаков — нужна не только самой игре, но и жанровому ярлыку, ей доставшемуся. А значит, этот вопрос необходимо уладить, прежде чем мы приступим к основным темам.

Эта книга призвана стать полным разбором «доты» как жанра. Написана она для заядлых геймеров. Конкретные игры будут в книге обозначаться как «дота-игры», их жанр — как «дота-жанр», а обобщенная «дота» будет упоминаться с маленькой буквы, чтобы не возникало путаницы с двумя играми1)Различные сторонние карты (моды) к StarCraft и Warcraft III будут в книге называться как «картами», так и «играми», что равнозначно. серии Dota: Defense of the Ancients и Dota 2. Сейчас я объясню, почему название «дота» предпочитаю альтернативам.

Из других предложенных терминов самый известный — «многопользовательская онлайновая боевая арена» (Multiplayer Online Battle Arena, MOBA). Как многое в интернете, он неясно откуда взялся. Звучал он, однако, еще в мае 2009 года: Том Колдуэлл из Riot Games употребил2) GameSetWatch. Interview: Riot Games on the Birth of League of Legends. Опубликовано 25.05.2009. Источник (англ.) его в отношении League of Legends, которую компания тогда готовилась выпустить3)Через четыре дня после публикации интервью Джефф Хантер (HunteR_) запустил сайт MOBA Gamers, посвященный Defense of the Ancients, League of Legends и подобным играм. Источник (англ.) . Прославился термин «MOBA» не сам собой: Riot задействовала его в маркетинговых целях, стремясь уйти от ассоциации с Defense of the Ancients. Попросту говоря, Riot не хотела называть LoL «дота-игрой». И не то чтобы больше никто в мире игр не выдумывал ярлыков ради маркетинга, но «MOBA» — это что-то особенное по бессодержательности. Да, название закрепилось за жанром игры League of Legends, а не каким-то другим: вид сверху, эстетика фэнтези, экшн. Но «многопользовательская, онлайновая, боевая» ничуть не хуже описывает и «аренные шутеры» вроде Quake III и Unreal Tournament. Ярлык призван был обособить League of Legends от ближайших к ней игр, а не поместить с ними рядом для сравнения, и поэтому его можно полностью игнорировать.

Другая популярная кандидатура — «экшн-стратегия в реальном времени» (Action Real-Time Strategy, ARTS). Так Valve Corporation обозначила свою Dota 2, вышедшую в 2013 году4)  Сооснователь Valve Гейб Ньюэлл оправдывал термин «ARTS» так же, как до него оправдывали неточные обозначения вроде «ролевая игра» (RPG). Дескать, да, неидеально, но люди поймут. Ньюэлл добавил, что даже не знает, как расшифровывается «MOBA». Источник (англ.) . Термином стали пользоваться многие фанаты этой игры. Начнем с того, что «ARTS» звучит несправедливо по отношению к стратегиям в реальном времени: словно бы не было экшна в StarCraft, Supreme Commander или Command and Conquer. Кроме того, ярлык «ARTS» чаще всего достается играм, где экшн сосредоточен вокруг одного управляемого персонажа, но присутствует постройка базы и юнитов. Назвать Dota 2 экшн-стратегией в реальном времени означает поставить ее в один ряд с Herzog Zwei, Sacrifice, Giants: Citizen Kabuto, Guilty Gear 2: Overture, Brutal Legend и многими другими, ничего общего не имеющими ни с Defense of the Ancients, ни с Aeon of Strife 5)«Экшн-RTS» употребляют в отношении традиционных стратегий в реальном времени, где упор делается на динамичный экшн, в то время как «экшн/RTS» — хорошо представленное в разных источниках обозначение игр вроде Guilty Gear 2, Sacrifice, серии Kingdom Under Fire. Источник 1, источник 2, источник 3 (англ.) . Да, в Defense of the Ancients и Dota 2 встречаются некоторые типичные элементы из Warcraft III, но это отнюдь не строительство базы и управление юнитами, как в более ранних играх жанра ARTS, и вот почему дота-жанр лучше выделить в собственную категорию6)Как это ни смешно, краудсорсинговым волшебством Википедии игру Guilty Gear 2 попытались отнести к жанру MOBA — а ведь это любимое детище команды разработчиков, которым очень-очень нравилась Herzog Zwei. Эту игру 1989 года для Sega Mega Drive часто называют первой подлинной RTS. Herzog Zwei в статье Википедии о Guilty Gear 2 ни разу не упоминается. Источник 1, источник 2 (англ.) .

Самая сильная позиция, как оказывается, реже всего звучит: некоторые призывают обозначать жанр как «страйфовый» (Strife games, Strife-likes, AoS-likes). Это прямая отсылка к Aeon of Strife, где впервые появились многие из принципов, что ныне ассоциируются с жанром7) S2 Games, создатели Heroes of Newerth и серии Savage, не просто так назвали свою новую дота-игру Strife: цель — сделать вид, будто шутера 1996 года Strife не было, а свою новую игру напрямую связать с наследием Aeon of Strife.. Однако в этой книге мы подробно остановимся на том, как Aeon of Strife не более чем задал концепцию жанра, чья самобытность в наши дни заключается в его «геймплее»8) Ответ на вопрос, почему взамен слова «геймплей» я в этой книге буду описывать правила игры понятиями «механики» и «системы», можно найти в статье Алекса Кьеркегарда Gameplay: The Stupidest Word in Videogames. Источник (англ.) — интерактивных составляющих, которые отличают компьютерные игры от других форм медиа. Многие принципы дота-жанра действительно впервые появились в Aeon of Strife, и все же вдохновение разработчики чаще всего черпают из особенностей игрового дизайна, темпа и стиля игры, которые адаптировала и усовершенствовала Defense of the Ancients.

Вот почему самое простое и эффективное решение — отождествить жанр с той игрой, что принесла ему широкую популярность и задала большинство жанровых канонов9)А ненавистники могут спокойно называть так: «„эоновского“ толка жанр обороны памятников архитектуры» (сокращенно — ЭТЖОПА). . Подобно тому, как название «рогалики» (roguelikes) отсылает к шаблону, установленному игрой 1980 года Rogue. Вот почему в этой книге вся прочая терминология будет отброшена, и останется только «дота». Кто-то, возможно, предпочел бы оригинальные написание и расстановку заглавных — «DOTA», «DotA», «Dota». Но «дота» с серией Dota (как она пишется сейчас) соотносится по большому счету так же, как Rogue с «рогаликами»10) Почему не «доталики» или «дотовки» какие-нибудь? Да просто «дота» лучше звучит и с другими употреблениями термина не конфликтует. . Поначалу «дота» как нарицательное может отпугивать, но я в своем выборе убежден и уверен, что по ходу чтения он зазвучит естественно.

И хватит об этом. Давайте уже про доту.

Перевод — Николай Ершов, оригинал — здесь.

Сноски   [ + ]

1. Различные сторонние карты (моды) к StarCraft и Warcraft III будут в книге называться как «картами», так и «играми», что равнозначно.
2. GameSetWatch. Interview: Riot Games on the Birth of League of Legends. Опубликовано 25.05.2009. Источник (англ.)
3. Через четыре дня после публикации интервью Джефф Хантер (HunteR_) запустил сайт MOBA Gamers, посвященный Defense of the Ancients, League of Legends и подобным играм. Источник (англ.)
4.  Сооснователь Valve Гейб Ньюэлл оправдывал термин «ARTS» так же, как до него оправдывали неточные обозначения вроде «ролевая игра» (RPG). Дескать, да, неидеально, но люди поймут. Ньюэлл добавил, что даже не знает, как расшифровывается «MOBA». Источник (англ.)
5. «Экшн-RTS» употребляют в отношении традиционных стратегий в реальном времени, где упор делается на динамичный экшн, в то время как «экшн/RTS» — хорошо представленное в разных источниках обозначение игр вроде Guilty Gear 2, Sacrifice, серии Kingdom Under Fire. Источник 1, источник 2, источник 3 (англ.)
6. Как это ни смешно, краудсорсинговым волшебством Википедии игру Guilty Gear 2 попытались отнести к жанру MOBA — а ведь это любимое детище команды разработчиков, которым очень-очень нравилась Herzog Zwei. Эту игру 1989 года для Sega Mega Drive часто называют первой подлинной RTS. Herzog Zwei в статье Википедии о Guilty Gear 2 ни разу не упоминается. Источник 1, источник 2 (англ.)
7. S2 Games, создатели Heroes of Newerth и серии Savage, не просто так назвали свою новую дота-игру Strife: цель — сделать вид, будто шутера 1996 года Strife не было, а свою новую игру напрямую связать с наследием Aeon of Strife.
8.  Ответ на вопрос, почему взамен слова «геймплей» я в этой книге буду описывать правила игры понятиями «механики» и «системы», можно найти в статье Алекса Кьеркегарда Gameplay: The Stupidest Word in Videogames. Источник (англ.)
9. А ненавистники могут спокойно называть так: «„эоновского“ толка жанр обороны памятников архитектуры» (сокращенно — ЭТЖОПА).
10. Почему не «доталики» или «дотовки» какие-нибудь? Да просто «дота» лучше звучит и с другими употреблениями термина не конфликтует.